Формационный подход
Донаучный период
Характерные черты:
- собирание исторических фактов без глубокого их осмысления
- исторические знания представлены в виде былин, сказаний, художественных и публицистических произведений, летописей.
Летопись (X – XVIII вв.)– погодная запись событий
Особенности летописи:
описательный характер
провиденционализм
отсутствие ссылок на источник информации
не проводился критический анализ исторических свидетельств
Дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)
Дворянская историография: В.Н.Татищев (1686 – 1750), Н.М.Карамзин (1766 – 1826)
- основная движущая сила развития государства – воля монарха (субъективный фактор)
- история развития общества – история развития самодержавия
- расположение материала по княжествам и царствиям
Либеральная историография: С. М. Соловьев (1820 – 1879), В.О. Ключевский (1841 – 1911)
- общество развивается объективно, а не по воли сильной личности (монарха)
Советская историография (1920 – 1980-е гг.)
Е.В. Тарле, М.М. Покровский, Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов,
Р.Г. Скрынников
Характерные черты:
- идеологизация исторической науки
- господство формационного подхода
- необъективность изложения исторического материала
- отсутствие свободного доступа к источникам, литературе
- «железный занавес»
Современная отечественная историография (1990 – 2000-е гг.)
Л.Н. Гумилев, А.Н. Сахаров, Н.И. Павленко
Подходы к изучению истории:
- Формационный
- Цивилизационный
- Гендерный
- Историческая антропология
- Теория модернизации
- История развития общества – переход от одной формации к другой, более развитой (линейный принцип развития)
- Все народы проходят 5 формаций: п.общ., рабовл., феодал., капитал., коммунист.
- Основа формации – способ производства (производительные силы + производственные отношения)
- Переход от одной формации к другой осуществляется с помощью революции
- Гл. движущая сила исторического развития – экономические отношения