Формационный подход

Донаучный период

Характерные черты:

  • собирание исторических фактов без глубокого их осмысления
  • исторические знания представлены в виде былин, сказаний, художественных и публицистических произведений, летописей.

Летопись (X – XVIII вв.)– погодная запись событий

Особенности летописи:

— описательный характер

— провиденционализм

— отсутствие ссылок на источник информации

— не проводился критический анализ исторических свидетельств

Дореволюционная историография (XVIII – нач. XX вв.)

Дворянская историография: В.Н.Татищев (1686 – 1750), Н.М.Карамзин (1766 – 1826)

  • основная движущая сила развития государства – воля монарха (субъективный фактор)
  • история развития общества – история развития самодержавия
  • расположение материала по княжествам и царствиям

Либеральная историография: С. М. Соловьев (1820 – 1879), В.О. Ключевский (1841 – 1911)

  • общество развивается объективно, а не по воли сильной личности (монарха)

Советская историография (1920 – 1980-е гг.)

Е.В. Тарле, М.М. Покровский, Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов,

Р.Г. Скрынников

Характерные черты:

  • идеологизация исторической науки
  • господство формационного подхода
  • необъективность изложения исторического материала
  • отсутствие свободного доступа к источникам, литературе
  • «железный занавес»

Современная отечественная историография (1990 – 2000-е гг.)

Л.Н. Гумилев, А.Н. Сахаров, Н.И. Павленко

Подходы к изучению истории:

- Формационный

- Цивилизационный

- Гендерный

- Историческая антропология

- Теория модернизации

  • История развития общества – переход от одной формации к другой, более развитой (линейный принцип развития)
  • Все народы проходят 5 формаций: п.общ., рабовл., феодал., капитал., коммунист.
  • Основа формации – способ производства (производительные силы + производственные отношения)
  • Переход от одной формации к другой осуществляется с помощью революции
  • Гл. движущая сила исторического развития – экономические отношения