Оппозиционные движения первой половины XIX вв.: декабристы, западничество и славянофильство.

 

В 1816 г. в России возникла первая тайная политическая орга­низация — «Союз спасения». Ее создали А.Н. Муравьев, С.П. Тру­бецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, М.Н. Новиков, Ф.П. Шаховской. Вскоре к ним присоединился П.И. Пестель. Численность тайного общества не превышала 30 человек, его цели, практические наме­рения были неопределенными. Главным для членов первого дека­бристского общества было желание служить народу, делать все для его блага.

«Союз спасения» распался в 1818 г., и вместо него появился «Союз благоденствия», который был значительно многочисленнее (до 200 человек). Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). В ней были определены цели и мето­ды деятельности «Союза благоденствия» по оказанию содействия правительству во внедрении «блага всеобщего во все поры государ­ства». Пропаганда передовых взглядов в дворянских кругах, рас­пространение грамотности в народе, помощь в освобождении отдельных крепостных, организация литературных обществ, подача проектов реформ правительству, попытки борьбы с проявлениями судейского беззакония — так в основном выглядела практическая деятельность «Союза благоденствия». Либерально-просветительская программа и деятельность «Союза благоденствия» основным ядром декабристов рассматривались как прикрытие основных це­лей общества, открытых только для посвященных и сводившихся к введению конституционного строя в России и ликвидации крепост­ного права. Другой задачей «Союза благоденствия» было привле­чение как можно большего числа членов, из которых уже можно было бы вербовать более активных деятелей. Но такая медлитель­ная тактика очень скоро перестала удовлетворять наиболее актив­ных и решительных участников «Союза благоденствия», и вместе с растущим разочарованием в реформаторстве Александра I и запре­том тайных обществ это привело к распаду общества в 1821 г.

С 1822 г. существовали две стремившиеся к координации дейст­вий, но, тем не менее, обособленные друг от друга революционные организации: Северное общество в Петербурге и Южное общество на Украине. Оба декабристских общества делали ставку на тактику военной революции. В отношении планов будущего устройства России между ними были большие расхождения. «Русская правда» П.И. Пестеля, принятая Южным обществом, ставила целью учреж­дение республики после периода военной диктатуры. «Конститу­ция» Н.М. Муравьева, обсуждавшаяся в Северном обществе, пре­дусматривала конституционную монархию. Различия были и в предложениях по решению крестьянского вопроса, прежде всего в отношении дворянского землевладения, при обоюдном согласии в вопросе о необходимости личного освобождения крестьян.

Декабристы выросли и были воспитаны на просветительской идеологии XVIII в. с ее идеями естественного равенства, веры во всемогущество разума и просвещения, служения народу. Побуди­тельным началом, толкавшим будущих декабристов на революци­онный путь, было нравственное чувство вины перед крепостным народом, вообще перед всеми униженными и оскорбленными. Это нравственное чувство заставляло будущих декабристов еще до 1812 г., будучи подростками, мечтать о подвигах и делах на пользу дикарей острова Сахалин, а после Отечественной войны, под воздействием патриотического подъема и более близкого знаком­ства с народом привело к созданию первого тайного общества — «Союза спасения». Характерно, что все основатели этого общества прошли Отечественную войну 1812 г. в младших офицерских чинах и постоянно соприкасались с солдатами.

Несомненно, знакомство с передовым Западом сыграло свою роль. Но эта роль все же вторична — декабристы в своих проектах конституций использовали опыт западного конституционного уст­ройства, в выработке методов действий оглядывались на европейские революции с их кровью и страданиями как раз простого на­рода и хотели избежать насилия и бедствий своего народа. При создании декабристских обществ применялись структурные прин­ципы европейских тайных обществ — немецкого Тугендбунда, ита­льянских карбонариев. Декабристы использовали чужой опыт, перерабатывали его, но знакомство с Западом не являлось побуди­тельной причиной для перехода к революционной деятельности — впечатления от крепостнической действительности были сильнее.

Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной ("околодекабристской") средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая разделяла характерные для декабристов взгляды. Это видные писатели и поэты (А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, Д.В. Давыдов и др.), известные своими прогрессивными взглядами государственные и военные деятели (Н.С. Мордвинов, П.Д. Киселев, М.М. Сперанский, А.П. Ермолов и др.). Поэтому возникновение декабризма и деятельность декабристских обществ нельзя понять вне связи с их либерально-оппозиционным окружением. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на формирование декабристских идей и взглядов оказали влияние как преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, так и позднее разочарование в "реформаторе на троне", последовавшее в результате фактического от них отказа.

Постоянно подчеркивается, что декабристы, будучи выходцами из дворян, боялись обратиться к народу. Почти никогда не отмеча­ется, что эта субъективная боязнь имела объективную основу. На­род в России в то время не был готов к революции, к восприятию революционных призывов, руководящей роли революционеров. Сугубо локальные народные восстания 1818—1820 гг. (особенно донские волнения), которые рассматриваются историками как не­кая «подоснова» движения декабристов, выявили характернейший для России XIX в. факт: сохранение в крестьянских массах монархических иллюзий, веры в царя при откровенной враждебности к дворянству. Именно антидворянские настроения крестьян делали проблематичной возможность обращения декабристов к народу и еще более проблематичной поддержку декабристов народом. Но декабристы-офицеры стремились сблизиться с солдатской массой и завоевать доверие солдат, и это им удавалось, но открывать им свои цели вплоть до восстания декабристы опасались.

У декабристов уже появляются идеи, которые станут весьма характерными для российского революционного движения. Это — упование на всемогущее организованное государство, которое жертвует интересами отдельного гражданина во имя «наибольшего благоденствия», а также ставка на сильную дисциплинированную тайную организацию в борьбе с самодержавием. Надежды на госу­дарство в достижении социальной справедливости и материально­го благополучия иллюзорны, что показывает опыт российской ис­тории, как до декабристов, так и после них.