Государственные реформы Петра I: начало российской модернизации.

 

Из всех преобразований Петра центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Вначале они вызыва­лись необходимостью упорядочить и усовершенствовать аппарат взимания налогов, затем добавилась и вторая причина — обеспечение выполнения подданными своих обязанностей, как их понимал Петр I. На его видении сущности государства оказали влияние западноевропейские мыслители и традиционное отношение рус­ских царей к государству как к своей вотчине. Во всем, следуя этой традиции, Петр отступил от нее в главном, ибо считал и себя обязанным служить Отечеству наравне с другими подданными. В то же время подданные, служа государству, служили самодержцу: военную и гражданскую присяги они приносили царю, а не Отечеству.

Петр I практически создал заново весь государственный аппарат (точнее, его новую структуру), использовав в качестве образца шведские учреждения, но приспособив их к особенностям России. В основе его действий лежало убеждение, что каждое из четырех основных сословий должны нести свои обязанности: крестьяне — возделывать пашню, торговцы и ремесленники — производить товары и торговать, духовенство — наставлять население хранить верность монарху, дворяне — нести военную и гражданскую службу.

Высшим органом управления с 1711 г. стал Сенат, заменявший царя во время его отъездов из столицы и бывший высшим судеб­ным и контрольным органом страны.

Сенат имел право издавать указы, которых все обязаны были слушаться под страхом наказания и даже смертной казни. Сенат ведал суды, наказывал неправильных судей, должен был заботиться о торговле, смотреть за всеми расходами, но главная цель его была собирать деньги. Все сенаторы имели равные голоса. Сенату подведомы были губернаторы, и для каждой губернии в самом Сенате учреждались так называемые повытья с подьячими. Канцелярия Сената, кроме повытий, имела три стола: секретный, приказный и разрядный. В канцелярии правительствующего Сената должны были находиться неотлучно комиссары из губерний для принимания царских указов следуемых в губернии и для сообщения сенату сведений по вопросу о нуждах губернии; они вели сношения со своими губерниями через нарочных или через почту.

Территориальный принцип построения высших органов власти времен приказов был заменен отраслевым. В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных дел"; 2) Коллегия военных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами); 6) Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".

Вся система управления страны сверху донизу была подвержена взя­точничеству, казнокрадству и неуважению законов. (За взяточничество и казнокрадство перебывали под следствием и судом, понесли разные наказания почти все из наи­более видных соратников Петра I. Сибирский губернатор князь Гагарин был повешен, санкт-петербургский вице-губернатор публично подвергнут пыткам и выпорот на площади, вице-канцлер барон Шафиров снят с плахи и отправлен в ссылку, знаменитый прибыльщик Курбатов, дослужившийся до вице-губернатора, был обвинен в злоупотреблениях и умер под судом, знаменитый обер-фискал Нестеров, открывший массу чужих злоупотреблений, в том числе и князя Гагарина, сам попался на находился под следствием по разным делам, которые то и дело всплывали, на него был произведен огромный денежный начет, а сам Меншиков неоднократно бит Петром). Петр I вел жестокую борьбу с этим злом.

Для повышения надежности государственного управления Петр I создал разветвленную систему надзора за деятельностью чиновников. Наблюдение за порядком в Сенате поручалось генерал-прокурору - "оку государеву". Эту должность, заимствованную из Франции, занял ближайший сподвижник Петра П.И. Ягужинский. Генерал-прокурору были подчинены прокуроры в коллегиях и судебных учреждениях. Они осуществляли гласный надзор над административными органами, имели право вмешиваться в ход дел с целью предотвращения неправильного их решения.

Негласный надзор в центре и на местах осуществляли созданные еще в 1711 г. фискалы. Они не вмешивались в деятельность чиновников, но тайно доносили о замеченных злоупотреблениях. Для поощрения судебного рвения фискалов было принято решение, что половина полученной по доносу суммы должна оставаться у них.

Управление городским торгово-промышленным населением при Петре было выделено из ведомства общих областных управителей - губернаторов и воевод. Еще в 1699 г. города получили право выбирать бурмистров, составлявших ратушу, в которой они поочередно председательствовали, ведали городским судом и расправой, собирали различные подати с городских торгово-промышленных обывателей. Ратуши областных городов подчинялись Бурмистрской палате (Ратуше Москвы). К концу царствования Петра I ратуши были преобразованы в магистраты. В 1720 г. по царскому предписанию Сенат учредил в Петербурге образцовый магистрат, получивший название Главного, который руководил магистратами в областных городах. Члены городского магистрата избирались из почетных и знатных горожан. Функции магистратов были значительно шире, нежели прерогативы ратуш: они вели городское хозяйство, заботились о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве городов, решали гражданские и уголовные дела и т. д.

Изменениям было подвергнуто и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 г. извещал о намерении создать 8 губерний. До осуществления губернской реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральным учреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был поставлен Меншиков, Воронежской – адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин Тихон Никитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 г. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян. Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли ему оперативно подавлять вспышки недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё одно преимущество – появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовать людей на строительные работы. Эффективность обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьян и горожан.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В эпоху Петра I огромное место в жизни России и самого царя заняла война. Не успела закончиться в 1700 г. турецкая кампания, как началась Северная война со Швецией за выход в Балтийское мире, длившаяся 21 год. Кроме того, была еще недолгая, но кровопролитная война с Турцией (1711). Ништадский мирный договор 1721 г. принес стране мир лишь до весны 1722 г., а затем Петр начал Персидскую войну. Для успешного ведения всех этих войн стране нужна была большая, хорошо вооруженная и обученная армия, созданию и укреплению которой Петр уделил значительное внимание.

Петр I унаследовал большую военную силу. Московское государство XVII в. могло выставить армию более чем в 200 тыс. чело­век. Но эта громадная по тем временам армия была весьма неодно­родной по своему составу и обучению. Главную ее часть составляло ополчение служилых людней — помещиков-дворян и вотчинни­ков. Это было наследственное войско.

Кроме дворянского ополчения были полки стрельцов и отряды пушкарей, т.е. постоянной пехоты и артиллерии. Стрельцы и пуш­кари обучались военному делу, но в мирное время они проживали по своим слободам и занимались ремеслом, торговлей и также мало походили на регулярную армию. Уже в 1630-е годы возникают и полки «иноземного», или ново­го, строя, к концу XVII в. их было 63 численностью до 90 тыс. человек.

Петр I в своей военной политике продолжил линию своих предшественников, только более энергично и последовательно. В начале 1697 г. для подготовки офицерских кадров в западноевропейские страны было отправлено около 150 стольников, сержантов и солдат. Специально с целью ознакомления с достижениями воен­ного искусства в Европе, устройством и организацией лучших ев­ропейских армий в январе 1697 г. за границу был послан майор Преображенского полка А.А. Вейде. В 1698 г. он представил Петру I подробный отчет о своих наблюдениях, в котором дал крити­ческий анализ порядков в европейских армиях. Основной вывод доклада А.А. Вейде состоял в том, что только «прилежное обуче­ние» войск военному искусству может привести к победе. Доклад А.А. Вейде в дальнейшем стал одним из источников для создания уставов, наставлений и инструкций русской регулярной армии. Важную роль в подготовке коренной военной реформы сыграло и Великое посольство, в составе которого находились волонтеры, основной задачей которых было изучение военного и морского дела, артиллерийского и военно-инженерного искусства. Кроме того, Петр I нанимал на службу иностранных офицеров: только в 1698 г. прибыло около 700 иностранцев. Тогда же была закуплена большая партия оружия. Основой новой армии стали Преображенский и Семеновский полки, которые выросли из «потешных» отрядов и к 1692 г. были вполне сформированы и обучены. По их образцу создавались новые полки, в азовских походах было уже 4 таких полка. Готовясь к войне со Швецией, Петр I в 1699 г. провел рекрутский принудительный набор в армию из числа тяглых людей и приказал обучать новобранцев по методу Преображенского и Семеновского полков. Первый рекрутский набор дал 25 новых пехотных и 2 кавалерийских полка.

В 1705 г. рекрутская система закрепляется окончательно. Набор рекрутов на пожизненную службу проводился не ежегодно, а по мере надобности. В армию брали физически здоровых мужчин в возрасте от 17 до 32 лет. Солдаты находились на полном государственном содержании. Воинская повинность распространялась на все население, за исключением духовенства. Дворянство служило на командных должностях. К концу царствования Петра I в регулярной армии было более 200 тыс. солдат всех родов войск и свыше 100 тыс. в нерегулярной казачьей коннице.

Служба в петровские времена была очень тяжелой. Требование действительных знаний и заслуг оставляло офицерам мало свобод­ного времени. Хотя дворяне и составляли почти целиком офицер­ский корпус армии, но службу они должны были начинать с рядо­вых солдат и матросов. Кто стремился преуспеть по службе, тот должен был много и усердно работать. Всю жизнь офицер должен был пробыть на службе, и отставка давалась только больным и инвалидам. Поэтому распространенными явлениями были неявки на службу, стремление уйти в отставку или получить длительный отпуск под различными предлогами — из-за болезни, семейных неурядиц и пр. Часты были и нарушения законов: главным образом взятки за ложные свидетельства о болезни и за другие доку­менты, позволяющие избежать службы.

Еще тяжелее приходилось солдатам. Рекрутов вели на службу скованными, в городах до распределения по полкам держали в тюрьмах и острогах, уже по дороге в армию многие умирали от голода и болезней.

В армии Петр I требовал самой строгой дисциплины, и его во­инский устав не скупился на жестокие наказания нарушителям воинских правил и дисциплины.

Отвоевать у шведов балтийское побережье было только полдела. Необходимо было его удержать и закрепить за собой, а это было невозможно без военного флота. Флот был любимым детищем Петра I, сам он был лучшим корабельным мастером в России. О размахе строительства русского флота говорят следующие дан­ные. В 1693—1700 гг. было открыто 10 судоверфей и на них по­строено 170 судов, в 1710—1715 гг. — соответственно 12 верфей и 530 судов, в 1715—1725 гг. — 3 верфи и 195 кораблей.

К концу Северной войны российский флот на Балтике насчи­тывал 29 линкоров, 6 фрегатов, вооруженных 2128 орудиями с эки­пажем в 16 121 человек. Галерный флот включал 171 галеру (небольшое гребное судно для десанта), численность его достигла 22 870 человек.

В период становления российского военного флота на нем служило много иностранцев — не только офицеров, но и матросов. Но к 1720 г. все матросы-иностранцы были уволены, а к 1723 г. практически отпала необходимость и в иностранных офицерах.

Матросам на кораблях в петровскую эпоху жилось очень плохо. Провизию составляли сухари и солонина, которые, как и вода, часто портились. Поэтому больных и умерших всегда было много.

В целом, оценивая деятельность Петра I по преобразованию вооруженных сил России, следует сказать, что в ней все же преобладала преемственность, основные принципы строительства армии были уже намечены предшественниками. Петр I только претворял их в жизнь и с присущей ему энергией довел дело до логического конца.

Таким образом, в качестве главных итогов военных реформ Петра I можно выделить следующее:

· создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

· появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

· создание мощного военного флота;

· гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

 

***

 

Преобразования первой четверти XVIII в. носили прогрессивный характер. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти XVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр I не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

Реформы первой четверти XVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу. Это “действительно великий человек ”,- писал о Петре I Ф. Энгельс.