Идеология и культура.

Послевоенный духовный подъем за­тронул и культуру. Основные достижения в литературе того времени были связаны с разработкой темы Великой Отечествен­ной войны.

Б.Н.Полевому принадлежит «Повесть о настоящем челове­ке», очень популярная не только в СССР, но и за рубежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. А.Фадеев в романе «Молодая гвардия» показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т.Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О войне пишут Э.Г.Казакевич («Звез­да», «Весна на Одере»), В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда», Л.С.Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаменосцы»),

П. П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Б.А.Лавренёв («За тех, кто в море») и др.

Наряду с признанными литераторами М.А.Шолоховым, К.Г.Паустовским, М.М.Пришвиным и другими известность по­лучают писатели Э.Г.Казакевич, М.А.Дудин, В.Ф.Панова и др.

Поскольку литература признавалась самой значимой частью культуры, власть проявляла к ней наиболее пристальное вни­мание. В 1946 —1948 гг. был принят ряд постановлений, в ко­торых содержались отрицательные оценки творчества таких по­этов и писателей, как А.А.Ахматова, М.М.Зощенко и др. Их произведения назывались безыдейными и буржуазными.

В театрах популярностью пользовались пьесы Б.С.Ромашова «Великая сила», А. А. Крона «Кандидат партии», А. Е. Корнейчука «Калиновая роща» и др.

В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художествен­ных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сня­ты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг развед­чика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Зо­лушка», до сих пор пользующиеся любовью зрителей.

Идеологический диктат, ослабевший в годы войны, был вновь резко усилен. Так, А.П.Довженко из-за фильма «Украина в огне», обвиняли в потворстве украинскому национализму. Фильм Л.Д.Лукова «Большая жизнь», рассказывающий о вос­становлении Донбасса, подвергся критике самого А. А. Жданова, который отметил, что «люди Донбасса в фильме показаны из­вращенно, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не по­нимающие в механизации...» Под огонь критики попали также кинофильмы «Свет над Россией» С.И.Юткевича, «Молодая гвар­дия» С.А.Герасимова, 2-я серия «Ивана Грозного» С. М. Эйзенштейта (1-я серия этого фильма получила Сталинскую премию) и др.

Зримым символом эпохи стали высотные здания в Москве, сооружение которых началось в 1947 г. Впечатляющими темпа­ми развивалась система образования. Уже в 1948 г. число вузов превысило довоенный уровень.

В изобразительном искусстве было создано немало по­лотен на военную тематику: А.И. Лактионов «Письмо с фрон­та», В.Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» И. В. Сталина, строи­тельство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика.

Опираясь на резко возросшее у советских людей чувство гордости за свою страну, И.В.Сталин инициировал борьбу про­тив космополитизма и низкопоклонничества перед Запа­дом, характерных для части отечественной интеллигенции. Была развернута широкая пропаганда достижений русской и советской науки, культуры. Появились талантливые драма­тические произведения, разоблачавшие буржуазное общество, его идеологию: «Голос Америки» Б.А.Лавренёва, «Русский вопрос» К.М.Симонова, «Заговор обреченных» Н.Е.Вирты, «Я хочу домой» С.В.Михалкова и др. Многие из осуждаемых за космополитизм и низкопоклонничество были евреями и среди них кампания по борьбе с космополитизмом восприни­малась как антисемитская, тем более что по времени она со­впала с репрессиями против деятелей Антифашистского ев­рейского комитета, созданного Сталиным в годы войны. Председатель этого комитета, известный артист и театраль­ный деятель С.М.Михоэлс был, по возникшим тогда слухам, убит в результате инсценировки органами безопасности до­рожного происшествия.