Идеология и культура.
Послевоенный духовный подъем затронул и культуру. Основные достижения в литературе того времени были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны.
Б.Н.Полевому принадлежит «Повесть о настоящем человеке», очень популярная не только в СССР, но и за рубежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. А.Фадеев в романе «Молодая гвардия» показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т.Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О войне пишут Э.Г.Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда», Л.С.Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаменосцы»),
П. П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Б.А.Лавренёв («За тех, кто в море») и др.
Наряду с признанными литераторами М.А.Шолоховым, К.Г.Паустовским, М.М.Пришвиным и другими известность получают писатели Э.Г.Казакевич, М.А.Дудин, В.Ф.Панова и др.
Поскольку литература признавалась самой значимой частью культуры, власть проявляла к ней наиболее пристальное внимание. В 1946 —1948 гг. был принят ряд постановлений, в которых содержались отрицательные оценки творчества таких поэтов и писателей, как А.А.Ахматова, М.М.Зощенко и др. Их произведения назывались безыдейными и буржуазными.
В театрах популярностью пользовались пьесы Б.С.Ромашова «Великая сила», А. А. Крона «Кандидат партии», А. Е. Корнейчука «Калиновая роща» и др.
В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Золушка», до сих пор пользующиеся любовью зрителей.
Идеологический диктат, ослабевший в годы войны, был вновь резко усилен. Так, А.П.Довженко из-за фильма «Украина в огне», обвиняли в потворстве украинскому национализму. Фильм Л.Д.Лукова «Большая жизнь», рассказывающий о восстановлении Донбасса, подвергся критике самого А. А. Жданова, который отметил, что «люди Донбасса в фильме показаны извращенно, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не понимающие в механизации...» Под огонь критики попали также кинофильмы «Свет над Россией» С.И.Юткевича, «Молодая гвардия» С.А.Герасимова, 2-я серия «Ивана Грозного» С. М. Эйзенштейта (1-я серия этого фильма получила Сталинскую премию) и др.
Зримым символом эпохи стали высотные здания в Москве, сооружение которых началось в 1947 г. Впечатляющими темпами развивалась система образования. Уже в 1948 г. число вузов превысило довоенный уровень.
В изобразительном искусстве было создано немало полотен на военную тематику: А.И. Лактионов «Письмо с фронта», В.Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» И. В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика.
Опираясь на резко возросшее у советских людей чувство гордости за свою страну, И.В.Сталин инициировал борьбу против космополитизма и низкопоклонничества перед Западом, характерных для части отечественной интеллигенции. Была развернута широкая пропаганда достижений русской и советской науки, культуры. Появились талантливые драматические произведения, разоблачавшие буржуазное общество, его идеологию: «Голос Америки» Б.А.Лавренёва, «Русский вопрос» К.М.Симонова, «Заговор обреченных» Н.Е.Вирты, «Я хочу домой» С.В.Михалкова и др. Многие из осуждаемых за космополитизм и низкопоклонничество были евреями и среди них кампания по борьбе с космополитизмом воспринималась как антисемитская, тем более что по времени она совпала с репрессиями против деятелей Антифашистского еврейского комитета, созданного Сталиным в годы войны. Председатель этого комитета, известный артист и театральный деятель С.М.Михоэлс был, по возникшим тогда слухам, убит в результате инсценировки органами безопасности дорожного происшествия.