Методы исследования истории.
Функции исторической науки.
Предмет, метод и цели исторической науки.
Лекция 1.
Общая история человечества носит название всеобщей или всемирной истории.
На научном языке слово история (от греч. Historia –рассказ о прошедшем) понимается двояко:
1) как процесс развития природы и общества, движения во времени
2) как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. (пергамент, бумага, рисунки наскальные и т.п)
В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, но нить исторического развития не прерывалась. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории.
Всемирная история это комплексная наука, которая включает в себя:
а) историю отдельных стран и народов
б) историю различных сфер общественной жизни (экономическая, военная, политическая и др.)
в) историю наук (например, историю философии, математики, физики и др.)
г) историю отдельных периодов жизни человечества. (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время)
1) Познавательная, интеллектуально-развивающая функция.
2) Воспитательная, мировоззренческая функция.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм, долг перед обществом, позволяет понять моральные и нравственные ценности человека, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность.
Историческая неграмотность может привести к ложным представлениям об историческом процессе, а человек может стать игрушкой в руках политических авантюристов.
3) Прогностическая функция
Сущность её состоит в том, что история помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.
Метод (от греч. method – путь к чему-либо) – это способ построения и обоснования какой-либо системы знаний.
I. Теологический метод (от греч. тeoс - Бог) – он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение.
II. Субъективно-идеалистический метод
Он основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По мнению субъективных идеалистов исторический процесс совершается о воле выдающихся личностей, (монархов, полководцев, мыслителей) дающих животворное начало.
III. Диалектико-материалистический метод
- в его основе лежит учение о материальной природе мира, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектически взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе.
Подлинно научная история должна рассматривать все факторы – материальные и духовные.