Условия развития способностей у детей.

 

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам — научным и техническим кружкам в шко­лах, при домах пионеров, при детских технических станциях, ли­тературным, музыкальным, художественно-изобразительным — при школах, домах пионеров, по месту жительства.

Одна из задач советской системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно­бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо­собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре­мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре­бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо­ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет спо­собностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за про­белов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. «Бес­таланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это оп, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников и умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок. безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв­ляет способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает спо­собности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влия­ла на развитие способностей, она должна удовлетворять некото­рым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые, положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том слу­чае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо ак­тивно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.