Особенности организации раскрытия и расследования террористических акций

Введение

Список использованных источников.

Заключение.

Введение.

ПЛАН

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОВ ТЕРРОРИЗМА

 

Фондовая лекция

 

Время лекционного занятия 2 часа

Специальность 030501.65 Юриспруденция

 

Очная и заочная формы обучения

 

Омск 2011


Рецензенты:

Р.Г. Аксенов – кандидат юридических наук, доцент

(Тюменский юридический институт МВД России);

И.А. Неупокоева– кандидат юридических наук;

Д.В. Муленков– кандидат юридических наук

 

 

Переработанная фондовая лекция по дисциплине «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с криминальными взрывами, пожарами и поджогами» обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики Омской академии МВД России 16 июня 2011 г., протокол
№ 16.

 

 

Автор:

М.М. Горшков – кандидат юридических наук.

 


1. Особенности организации раскрытия и расследования террористических акций.

2.Особенности возбуждений уголовного дела по факту терроризма.

3. Типичные ситуации первоначального этапа расследования фактов терроризма.

4. Особенности тактики осмотра места происшествия.


В течение нескольких десятилетий терроризм является объектом интенсивного научного исследования. Спектр этих исследований достаточно широк, значительное место в них занимают проблемы исторического, правового, социально-психологического характера.

Террористическая преступная деятельность, как особый вид организованной преступности, является объектом изучения всех наук криминального профиля и анализируется всеми этими науками с различных позиций, то есть каждая из них имеет свой аспект исследования.

Если науку уголовного права интересуют в этой деятельности составляющие ее уголовно-правовые деяния и их элементы в составе преступления,

– криминологию – содержание, структура, виды, причины и способствующие ей условия,

– то криминалистика исследует в террористической преступной деятельности (далее – ТПД) структурные элементы, закономерности их формирования и использования террористами, характер имеющихся взаимосвязей между этими элементами, которые в значительной мере зависят от вида и формы терроризма, например, внутригосударственного (политического, национального, криминального) или международного терроризма.

Указанная информация необходима для формулировки различных характеристик данного вида преступности в целом и ее отдельных видов, разработки на этой основе методических рекомендаций по раскрытию и расследованию соответствующей преступной деятельности.

Без исследования криминалистических особенностей расследования отдельных разновидностей террористической активности, умелого отбора наиболее эффективных в определенных ситуациях криминалистических приемов, методов и средств выявления, раскрытия, расследования и предупреждения террористической преступной деятельности организовать эффективную систему противодействия террористической преступности вряд ли удастся. При этом специального научного исследования и практического изучения требуют закономерности, свойственные именно ТПД, а также ее составляющим.

Террористическая преступность в целом, как и деятельность конкретных видов террористических преступных формирований (далее – ТПФ), в подавляющем большинстве случаев является сложнейшим объектом исследования.

Это связано, прежде всего, с тем, что мы не знаем ни реального размаха деятельности, ни численного состава ТПФ, так как их естественным устремлением является ее законспирированность.

По данным МВД РФ с января по декабрь 2010 года в России зарегистрировано 2.183.199 преступления, из них 581 преступление террористического характера (- 11,2%) и 656 преступлений экстремистской направленности (+19,7%).

‑ 581 террористического характера – раскрыто 410 (-22,6%),

‑ 656 преступлений экстремистской направленности ‑ раскрыто 632 (+30,68%) по сравнению с АППГ.

За три месяца 2011 года зарегистрировано 197 преступлений террористического характера (+36,8%) и 156 преступлений экстремистской направленности (0,0%).

В январе - марте 2011 года раскрыто 356,4 тыс. преступлений (–11,7%), в том числе 179 тыс. – следствие по которым обязательно (–13,2%) и 177,4 тыс. – следствие по которым необязательно (– 10,2%)[1]

Однако официальная статистика пока не дает возможности получить достоверные данные о влиянии террористической преступности на динамику и структуру преступности в целом.

Утверждение, что терроризм стар как мир, не в полной мере соответствует действительности, поскольку в мире стар не терроризм, а террор (от лат. «страх», «ужас»), т.е. насилие, вызывающее состояние страха, ужаса в обществе.

Терроризм в широком понимании словасистематическое устрашение, дестабилизация общества насилием – сегодня сопоставим с двумя другими спутниками новейшей истории – ядерной угрозой и экологической катастрофой. Значительно отличающийся от них по масштабам, терроризм, тем не менее, является глобальной проблемой человечества. Поэтому вопросы борьбы с его различными проявлениями стоят в центре внимания человеческого сообщества.

В уголовном кодексе РФ законодателем определен перечень статей террористического характера:

Ст.205 Террористический акт

Ст.2051 Содействие террористической деятельности

Ст.2052 Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Ст.206 Захват заложников

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.06 г. Вступившим в силу 10.03.06 г., из перечня статей террористического характера исключена ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

– а также иные преступления в частности, захват или угон железнодорожного подвижного состава, водного или воздушного судна и т.п.), если все эти деяния направлены на устрашение населения или какой-то его части в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказа от него.

Прежде чем исследовать состав ст. 205 УК РФ на которой в данной лекции мы будем акцентировать свое внимание, несколько слов об определении понятия терроризм.

Разработка понятия терроризма – одна из самых сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. По подсчетам разных авторов существует от 100 до 200 понятий терроризма, ни одно из которых не признано классическим и устоявшимся.

В науке уголовного права и даже в нормативных актах нет единства по этому поводу. В этой связи, представляется необходимым остановится на одном из унифицированных понятий.

Термин «терроризм» применяется для обозначения многих видов насильственных действий. Однако наиболее часто под ним понимается применение или угроза применения насилия отдельными лицами или небольшими группами лиц для достижения какой-либо политической или иной цели.

Терроризм представляет собой, осуществляемую в политических или иных целях, насильственную деятельность тех или иных субъектов, направленную на устранение их политических и иных противников, принуждение органов государственной власти и управления, организаций, отдельных государственных и общественных деятелей и граждан к совершению тех или иных действий, или отказу от их совершения.

Во всех случаях налицо три участника конфликта:

– тот, кто совершает террористическую акцию;

– непосредственная жертва;

– и тот, кого хотят запугать в ходе акции, т.е. объект воздействия.

Такое наличие трех сторон в конфликте отличает террористическую акцию не только от уголовного преступления, но и от политического убийства, также весьма распространенного в наши дни.

Исходя из того, что террор всегда имеет внутреннюю почву и чаще всего внутренние цели, многие исследователи выделяют:

1) социально-революционный, или идеологический;

2) национальный, этнический;

3) религиозный;

4) групповой, направленный против одного какого-нибудь конкретного явления (например, против загрязнения окружающей среды);

5) террор, поддерживаемый государством;

6) уголовный террор.

Причины терроризма кроются в возрастании кризисных явлений, неспособности общества регулировать сложные социально-политические процессы, быстрой смене систем человеческих и политических идеалов и ценностей, в подключении к активной политической деятельности широких масс населения, лишенных политического опыта.

Факторами, способствующими росту терроризма, являются:

- усиление политического противоборства в стране;

- межнациональные конфликты;

- экстремизм;- сепаратизм;

- интеграция организованной преступности.

Формы и методы современных террористических акций весьма разнообразны. Если в прошлом они сводились в основном к:

– убийству,

– ранению

– или запугиванию государственных и общественных деятелей.

То в настоящее время это принимает такие ФОРМЫ, как:

– угон самолета;

– захват заложников;

– повреждение и взрывы путей сообщения и других средств передвижения;

– взрывы публичных и общественных учреждений, жилых домов;

– ограбление складов с оружием и предприятий;

– оккупация посольств;

– нападение на места общественных встреч, штаб-квартиры общественных организаций.

Весьма разнообразны орудия преступления, используемые террористами.

Вместо традиционной, в прошлом самодельной бомбы используются радиоуправляемые фугасы, бомбы-письма, винтовки со снайперским прицелом и прибором ночного видения, самонаводящиеся по тепловому излучению виды оружия и т.д.

В последнее время особую тревогу вызывает возможность использования террористами химического, биологического и термоядерного оружия.

Вполне естественно, что повышенная опасность деятельности террористов, вызывает повышенное внимание человеческого сообщества к разработке и реализации методов борьбы с ними.

Наиболее распространенный подход к борьбе с терроризмом заключается в том, что преступник ни при каких обстоятельствах не должен уйти от ответственности. Безнаказанность порождает вседозволенность. Это аксиома.

Именно эта категория преступлений должна быть объектом внимания тех органов и подразделений, деятельность которых непосредственно направлена на борьбу с терроризмом и преступлениями террористического характера.

 

Особенности организации раскрытия и расследования террористических акций состоят:

1) во-первых, в специфическом составе лиц, которые будут выезжать на место происшествия. Наряду с членами постоянно действующих СОГ может возникнуть потребность в привлечении к расследованию соответствующих специалистов других ведомств (минеров, судебно-медицинских экспертов, врачей, специалистов пожарного дела или другого вида деятельности – по характеру происшествия). Следует ориентироваться на возможность вызова на место происшествия и членов оперативно-боевых групп, ОМОНа, СОБРа (особенно, когда речь идет о захвате или разрушении объектов повышенной опасности – литерных и специальных поездов, аэродромов, электростанций и т.п.).

Кроме того, при получении информации о преступлении террористического характера требуется немедленно задействовать и организовать деятельность очень большого количества сотрудников различных правоохранительных органов. Например, по ряду уголовных дел в первые сутки расследования работали более 50 следователей, оперативных работников и специалистов, которые выполняли более 100 следственных действий, в осуществлении оперативных и розыскных мероприятий задействовались одновременно более трех 3 тыс. сотрудников ФСБ России, МВД России и военнослужащих, до 20 вертолетов и т.д.

2) во-вторых, на месте происшествия необходимо использовать специальные технические средства. Кроме следственного чемодана, могут потребоваться:

‑ авиаскоп, эндоскоп (типа ЭТ) – для осмотра труднодоступных полостей;

‑ газоанализаторы – для установления определенных газов, паров взрывоопасных жидкостей и определения их концентрации. Такие приборы (типа УГ-2, Шмель-ДС) могут использоваться и для забора проб газовоздушной смеси в очаге пожара или взрыва здания, поезда, самолета и т.д. При отсутствии газоанализаторов можно приспособить чистую банку или бутылку, заполненную водой. В очаге взрыва или пожара вода выливается и банка заполняется газо-воздушной смесью;

‑ стетоскоп, фонендоскоп – для прослушивания хода механических часов;

‑ металлоискатели («Эбингер», «Шпур», «Осциллов», «Сомет», «Поиск-5», «Медуза» или армейский миноискатель типа МП для поиска пуль, гильз, оружия, ВУ, их осколков и других деталей;

‑ магниты – для извлечения осколков черных металлов из воронок;

‑ средства для экспресс-анализа ВВ (с помощью тонкослойной хромато-графии);

‑ взрывозащитное одеяло из специальной ткани или другие устройства, локализующие взрыв;

‑ специальный трал — для извлечения трупов, одежды и других предметов из водоемов, болот и т.п.;

‑ сито — для просеивания разрыхленной взрывом почвы, грунта со дна воронок или продуктов горения в очаге пожара в целях обнаружения деталей взрывного или зажигательного устройства (особенно из немагнитных материалов — цветных металлов, пластмасс, дерева и т.п.), личных предметов преступника и т.п.

‑ досмотровый комплект зеркал;

‑ гидроразрушитель (водяная пушка) – для разрушения мощной струёй воды корпуса, упаковки и конструктивных деталей ВУ;

‑ взрывозащитные контейнеры для хранения и перевозки обнаруженных предметов с признаками ВУ типа ЭТЦ-1 и ЭТЦ-2;

‑ специальные роботы — для обследования, обезвреживания или эвакуации ВУ. Робот с помощью специальных захватов и видеокамер обследует предмет, может его вращать в любой плоскости, подвести гидроразрушитель, загрузить ВУ в контейнер;

‑ жирорастворимые красители — для выявления следов горючих жидкостей;

‑ бинокль, фото- и видеокамера со сменной оптикой или трансфокатором – для осмотра и фиксации общего вида места происшествия и его деталей (например, ВУ под днищем автомобиля). Наряду с этим могут понадобиться и другие устройства и приборы.

3) в-третьих, производство следственных и розыскных действий (прежде всего осмотр места происшествия) проводится в условиях спасательных и восстановительных работ, которые начинаются чаще всего еще до прибытия СОГ. Типичные варианты такого рода условий проявились в случаях взрыва жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске; при взрыве на рынках во Владикавказе, в московском метрополитене и др.

После взрыва 13 сентября 1999 г. жилого дома в Москве на Каширском шоссе, когда весь дом превратился в груду развалин, спасатели смогли начать поиск погребенных под завалами людей уже через 27 мин. (всего было задействовано 350 человек). В район взрыва были вызваны судебные медики, сотрудники Федерального центра медицины катастроф, а также стянуты 200 военнослужащих внутренних войск и более 50 бойцов ОМОНа. Для вывоза завалов были подготовлены 55 самосвалов. Рядом с местом взрыва размещались медицинский пункт и передвижная телефонная станция. В штаб по оказанию помощи пострадавшим прибыли все сотрудники комитета Красного Креста, туда же были направлены одежда, обувь, лекарства и продукты.

4) в четвертых, для расследования наиболее серьезных террористических акций необходимо создать (как уже раннее было сказано) специальные межведомственные СОГ и штабы.

Создание СОГ по направлениям:

‑ обработка следственных материалов;

‑ выявление и допрос свидетелей;

‑ работа с потерпевшими;

‑ работа со свидетелями из числа спасателей и т.д.

Каждый руководитель СОГ должен регулярно информировать начальника штаба, а от него получает сведения, необходимые для решения собственных задач. Важнейшее значение субъектами расследования должно быть уделено сохранению следов и предметов, имеющих отношение к расследуемому событию, в ходе спасательных и восстановительных работ.

Для расследования дела по факту взрыва в Москве троллейбуса 48-го маршрута 12 июля 1996 г. следственная группа была образована в следующем составе:

‑ руководитель (начальник отдела Следственного управления ФСБ России);

‑ три следователя и старший следователь-криминалист того же Управления;

‑ пять следователей, прикомандированных из областных управлений ФСБ России;

‑ следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ;

‑ следователь военной прокуратуры;

‑ следователь УВД Юго-Западного округа;

‑ старший следователь Симоновского ОВД г. Москвы.

Постановление об этом вынес заместитель Генерального прокурора РФ.

Для расследования взрывов жилых домов на ул. Гурьянова и на Каширском ш. в сентябре 1999 г. была создана приказом ФСБ России, Генеральной прокуратуры РФ и МВД России совместная оперативно-следственная бригада, процессуально оформленная постановлением начальника Следственного управления ФСБ России. В ее составе реально работали следователи ФСБ России, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры г. Москвы и ее округов, на территории которых были взорваны дома, следователи ГУВД г. Москвы и УВД округов, следователи милиции по охране метрополитена.

Руководство бригадой было сосредоточено в руках одного человека — принявшего уголовное дело к производству. В расследовании определялись основные направления работы, на каждое из которых выделялась отдельная рабочая группа. Из ее числа назначался ответственный сотрудник, осуществлявший распределение обязанностей каждого из ее членов. Руководители групп регулярно отчитывались перед следователем, в производстве которого находилось дело.

В наиболее сложных случаях, когда в результате крупномасштабных актов терроризма имеются человеческие жертвы, значительные разрушения и т.п., целесообразно создавать оперативный штаб во главе с руководителем органа ФСБ России, привлекать сотрудников МВД России, прокуратуры, научно-технических учреждений, криминалистической службы ФСБ России, ЭКЦ МВД России и т.п.

Штаб:

‑ разрабатывает рекомендации, дает указания по проведению спасательных работ, производству как конкретных следственных, розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий, так и тактических операций;

‑ ведет систематизированный учет и анализ поступающей информации;

‑ решает вопросы маневрирования оперативными силами и средствами;

‑ осуществляет контроль за исполнением принятых решений.

Задача штаба состоит и в том, чтобы создать необходимую материальную базу:

‑ подготовить служебные кабинеты;

‑ средства связи, оргтехнику;

‑ транспорт и горюче-смазочные материалы;

‑ средства собственной безопасности и индивидуальной защиты и т.д. в соответствии с табелем положенности.

Члены штаба:

‑ готовят условия для хранения материалов уголовных дел, с тем чтобы не допустить их уничтожения;

‑ определяют помещения и места для длительного хранения вещественных доказательств, в том числе оружия, а также транспортных средств, подвергшихся террористическому посягательству;

‑ подготавливают достаточное количество необходимого упаковочного материала для работы на месте происшествия.

Чтобы обеспечить постоянную готовность сотрудников правоохранительных органов к своевременному и квалифицированному реагированию на факты чрезвычайных происшествий с признаками терроризма, в каждом следственном подразделении должны быть определены следователи, специализирующиеся на расследовании данных преступлений.

В особо сложных случаях, когда преступления приобретают большие масштабы и влекут тяжкие последствия, Закон о борьбе с терроризмом предусматривает контртеррористическую операцию – специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения такой операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории и акватории, в пределах которых проводится операция.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в субъектах Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависит от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на их территориях.

Оперативный штаб в субъекте Федерации возглавляет руководитель территориального органа того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные транспортные и иные материально-технические средства.

В международной кооперации правоохранительных органов в борьбе с терроризмом важная роль принадлежит Интерполу. В его составе в 1986 г. создана специальная антитеррористическая группа, действующая довольно успешно. В связи с событиями 11 сентября 2001 г. в США увеличилось число стран, которые начали обмен информацией о совершенных на их территориях террористических актах. Представительным органом Интерпола в России является его Национальное центральное бюро. Каналы Интерпола позволяют оперативно связываться с правоохранительным органами других государств и направлять запросы, касающиеся данных о совершенных преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, а также обращаться с просьбами об осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности.

Таким образом, организовать раскрытие и расследование преступления террористического характера в полном объеме означает:

‑ заблаговременно разработать типовой план мероприятий на случай опасных чрезвычайных происшествий с признаками терроризма;

‑ иметь каждой дежурной службе органа безопасности и следователям схему, содержащую четкую последовательность организационных мер по подготовке и производству осмотра места чрезвычайного происшествия;

‑ задействовать всю структуру силовых и правоохранительных органов России;

‑ своевременно подключать к расследованию рабочие группы и обеспечить соответствующую их техническую оснащенность;

‑ обеспечить централизованную обработку криминалистически значимой информации, поступающей в процессе расследования;

‑ спланировать и наладить взаимодействие между субъектами раскрытия преступления (различных подразделений органов прокуратуры, ФСБ России и МВД России) между собой и другими правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами, а также Интерполом, и систематический обмен информацией между ними;

‑ организовать регулярные совещания субъектов раскрытия преступления с обсуждением результатов и очередных задач расследования;

‑ предпринять меры, исключающие разглашение данных предварительного расследования и методов оперативно-розыскной деятельности;

‑ по групповым делам подозреваемых и обвиняемых распределять персонально между следователями, которые будут их допрашивать, а другим следователям поручить работу по допросу свидетелей, осмотру изъятых предметов и документов, назначение экспертиз и т.д.

Несоблюдение этих требований является одним из факторов, отрицательно влияющих на процесс раскрытия преступления.

Для того чтобы получить возможность производить все следственные действия, должно быть возбуждено уголовное дело, позволяющее придать собранным фактическим данным удостоверительный характер. Решение о возбуждении уголовного дела должно состояться незамедлительно в одном из следующих вариантов:

‑ при реализации материалов дела розыска анонима, дела оперативной проверки или разработки путем ареста подозреваемых (особенно, если они уже подготовились к совершению конкретного акта терроризма или их серии);

‑ после рассмотрения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении террористического характера, если не требуется проводить осмотр места происшествия;

‑ после осмотра места происшествия, выявившего признаки преступления такого рода;

‑ при задержании подозреваемого с поличным, если на него прямо укажут потерпевшие или свидетели-очевидцы как на лицо, совершившее преступление;

‑ при явке с повинной лица, совершившего террористическую акцию, после проверки данного факта.

В каждом конкретном случае организация раскрытия преступления зависит от следующих факторов:

‑ специфики объекта преступного посягательства (люди, объекты жизнеобеспечения, промышленности, транспорта, связи; объекты Минобороны России, ФСБ России, МВД России и т.п.);

‑ характера последствий преступления (численность жертв, размер материального ущерба, политический урон и моральный ущерб);

‑ наличия или отсутствия опасности радиационного, химического или бактериологического заражения;

‑ оперативной обстановки и криминальной ситуации в районе чрезвычайного происшествия.

Анализ практики показывает: чем сложнее оперативная обстановка и благоприятнее для преступников криминальная ситуация, чем серьезнее объект воздействия, чем больше погибло людей и крупнее материальный или другой ущерб, тем больше подразделений правоохранительных органов и спецслужб и их сотрудников, а также технических средств, будет задействовано в раскрытии и расследовании и тем большей организованности оно требует.

Таким образом, организация расследования преступлений террористического характера имеет ряд особенностей, существенных черт, приобретает специфическую окраску, и знание этих особенностей позволит следователям, оперативным работниками, специалистам и их руководителям более эффективно вести борьбу со столь опасными преступлениями, как терроризм.