Представления воображения

По происхождению.

По степени проявления волевых усилий.

По степени обобщенности.

Единичные представления — это представления, основан­ные на наблюдении и восприятии одного предмета или явления.

Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений. Примеры: диаграммы, графики

 

 

Непроизвольные представления — это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти че­ловека.

Произвольные представления — это представления, воз­никающие у человека в результате волевого усилия, в ин­тересах поставленной цели.

Эйдетические (от греч. eidos — образ) представления — это полные, яркие представления после однократного и не­произвольного восприятия объекта.

Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — это непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов.

В основе представления лежит восприятие объектов, имев­шее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений:

Представления памяти,т. е. представления, которые воз­никли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления;

На первый взгляд второй тип представлений не соответ­ствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тун­дре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также зна­комились с ее описанием в учебнике географии или природо­ведения и на основе этого материала можем представить об­раз тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях ин­формации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соот­ветствующее представление. Данный тип представлений составляют основу для творчества- как художественного, так и научного.