Параграф 6. Виды рисков при разработке новых продуктов

При освоении новых продуктов, риски могут быть связаны со следующими факторами:

· Значительная продолжительность периода от появления идеи до коммерциализации

· Значительные затраты на разработку

· Неопределенность относительно объемов продаж и прибыльности нового продукта

· Чем выше новизна продукта, тем выше риск.

Риски с разработкой новых продуктов могут быть ограничены за счет:

1) Систематическое внедрение инноваций

2) Наличие специальных процедур

3) Организация (распределение полномочий, ответственность, ключевые работники)

4) Приобретение предприятий

5) Расходы на НИОКР

В явлении «риск» можно выделить элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

1. Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива.

2. Вероятность достижения желаемого результата.

3. Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели.

4. Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной альтернативы в условиях неопределенности.

Риски могут быть:

· По времени возникновения:

¾ Сегодняшние

¾ Перспективные

· По факторам возникновения:

¾ политические,

¾ экономические / коммерческие

· По характеру учета:

¾ внешние

¾ внутренние

причинами провала новых товаров являются:

¾ недостаточный анализ рынка (45%)

¾ дефекты товара (30%)

¾ недостаток эффективных маркетинговых мероприятий (20%)

¾ слишком высокие издержки (20%)

¾ действия конкурентов (15%)

¾ недостаток поддержки при выведении товара на рынок (15%)

¾ производственные проблемы (12%)

¾ другие (25%)

Риски можно разделить на три типа:

1. не востребованность продукта рынком

2. технологические риски (неудовлетворительное производство)

3. стратегические риски (неправильно выбрана стратегия)

Основные риски не востребованности новых товаров могут быть обусловлены следующими причинами:

1) динамика изменения потребительских предпочтений.

2) Несоответствие стоимостных оценок товаров потребителями

3) НТП

4) Действиям конкурентных сил на соответствующем рынке

5) Покупательской неуверенностью

Оценка рисков

Матрица оценки рисков «Светофор».

  Товар  
Рынок 1 (нейтральный) Верблюд, пробные продажи   Рынок принял товар, но товар имеет высокие риски 2 (благоприятный) Антилопа   Можно идти при сильной маркетинговой поддержке. Привлекательный рынок, товар с умеренными рисками, стабильные продажи 3(благоприятный) Лев   Высокие шансы на успех Привлекательный товар, минимальные риски, первоочередное внимание этому сектору (стань царем рынка) Редко встречается +
4 (высокий) Шакал   Умеренный риск, товар с высоким риском. Активность может принести небольшой успех. 5 (нейтральный) Удав   Глубокий анализ потребителей и конкурентов. 6 (благоприятный) Пантера   Будь быстрым - высокая вероятность захватить лидерство. Можно потеснить конкурентов.
7 (высокий) Падаль   «Дохлый» вариант. 8 (высокий) Гиена   Жить здесь можно, но зачем? Товар е так уж плох, можно поискать для него рынки по приличнее. 9 (нейтральный) Слон   Пробные продажи -
  - +  

 

· Высокие риски «-«

· Средник риски 0

· Минимальные риски «+»