Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

Лекция 10 Контроль за лицами осужденными условно

Порядок исполнения смертной казни

Исполнение приговора к смертной казни в отношении каждого лица должно производиться отдельно путем расстрела, технология его проведения не регламентирована.

Перед исполнением еще раз проверяется личность осужденного, а также его психическое состояние. Если у осужденного обнаруживается психическое расстройство, комиссия из трех врачей-специалистов освидетельствует его, о чем составляется протокол. Если заболевание лишает его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, исполнение приговора приостанавливается и протокол направляется в суд, вынесший приговор.

Приговор исполняется только при условии, если присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Другие лица (кроме исполнителя)
при этом не присутствуют.

Наступление смерти осужденного констатируется врачом.

Об исполнении приговора суда в обязатель­ном порядке составляется протокол, который подписывается лицами, присутствовавшими при исполнении приговора (кроме исполнителя).

Администрация учреждения обязана поста­вить в известность об исполнении приговора суд, вынесший приговор, а также одного из ближай­ших родственников осужденного. Согласно зако­нодательству ими являются: супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, братья, сест­ры, дед, бабушка, внуки. Тело казненного для за­хоронения не выдается и о месте его захороне­ния не сообщается. Это делается в целях профи­лактики возможных эксцессов, которые могут возникнуть в связи с приведением в исполнение приговора к исключительной мере наказания.

Закон запрещает публичное исполнение-смертного приговора. Не разрешается демон­страция исполнения смертной казни по телеви­дению.

 

Под контролем в широком смысле (социальный контроль) понимается процесс оказания определен­ного воздействия на личность с целью организации ее деятельности в рамках установленных правил. В связи с этим контроль в отношении условно осужденных нельзя отождествлять только с деятельностью спе­циализированных государственных органов — уго­ловно-исправительных инспекций по учету и регист­рации совершаемых осужденными правонарушений. Контроль за поведением условно осужденных пред­ставляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся, с одной стороны, в установлении для осужденного определенных ограничений (обязанностей), а с другой — в применении к осужденным комплекса профилактических и воспитательных мер.

Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих. — командованием их воинских частей.

Кроме уголовно-исполнительных инспек­ций, в контроле за несовершеннолетними, осужденными условно, должны участвовать и комиссии по делам несовершеннолетних.

В отношении условно осужденных военнослужа­щих контроль осуществляется командованием их во­инских частей. При этом оно действует в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.

В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением ус­ловно осужденных привлекаются работники других служб органов внутренних дел (ч. 2 ст. 187УИКРФ).

В процессе контроля могут возникать проблемы, решить которые уголовно-исполнительные инспекции не в состоянии без помощи других служб органов внутренних дел, например, при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при розыске осужденного и др. Поэтому закон позво­ляет привлекать к осуществлению контроля за услов­но осужденными участковых инспекторов милиции, сотрудников патрульно-постовой, криминальной ми­лиции и других служб органов внутренних дел. Однако их участие носит эпизодический характер и не снима­ет с уголовно-исполнительной инспекции ответствен­ности за поведение условно осужденных, находящих­ся под ее контролем.

Закон наделяет уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Инспекции имеют право приглашать осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от отбывания наказания и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, инспекции могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера, возложенных судом на условно осужденного обязанностей.

В случае призыва на воинскую службу условно осужденный снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции, а командованию воинской части по месту его службы направляются приговор суда и сведения о поведении осужденного в период нахождения на учете в инспекции, о примененных к нему правоограничениях и т.п. Для обеспечения надлежащего контроля законом предусмотрен 10-дневный срок, в течение которого командование воинской части должно сообщить в инспек­цию о постановке осужденного на учет. При отсутствии такого сообщения ин­спекция должна направлять в воинскую часть соответствующий запрос.

По окончании данным лицом военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить инспекции по месту житель­ства условно осужденного о его убытии из час­ти. Если при этом испытательный срок не истек, уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и проводит иные меро­приятия по осуществлению контроля.

Контроль за совершением осужденными на­рушений общественного порядка осуществля­ется на основе данных, имеющихся в справоч­ной картотеке органа внутренних дел на лиц, со­вершивших правонарушения. Для этого на осужденного в личном деле выставляется спе­циальная карточка, в которую вносятся данные о всех правонарушениях, совершаемых им как по месту жительства, так и за его пределами. Для получения полной и исчерпывающей ин­формации используются также сведения, со­держащиеся в информационных службах соот­ветствующих МВД России, УВД.