Ведомственный контроль

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осу­ществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ) (например, Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях1).

Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений, учреждениями и органами, исполняющими наказания, осуществляются Министерством юстиции РФ, Федеральной службой исполнения наказания и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнитель­ной системы.

Цель ведомственного контроля — изучение реального положения дел в исправитель­ных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказания, проверка соблюдения, законности в их деятельности, уяснение эффективности и результативности работы с осужденными. Формы ведомственного контроля могут быть разными. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учрежде­ний и органов, исполняющих наказания; про­верка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельно­сти отдельных их служб и частей; проверка фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявле­ниям.

Ведомственный контроль является мощ­ным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления 'Законности в го­сударственной деятельности по исполнению наказаний.

При ведомственном контроле оценивают­ся организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреж­дений с государственными органами и об­щественностью.

1Утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000г. №8311 //Российская газета. 2000. 15сентября

5. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

В контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, испол­няющих наказания, особенно важное значе­ние имеет прокурорский надзор.

Прокурорский надзор за соблюдением за­конов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Ге­неральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федераль­ным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с послед, изм. и доп.).

Предметом прокурорского надзора являет­ся законность нахождения осужденных лиц в
местах отбывания наказания, назначаемых су­дом, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обя­занностей осужденных, порядка и условия их
содержания, охраны, организации труда, порядка проводимой с ними воспитательной ра­боты, их общеобразовательного и профессио­нального обучения.

В процессе надзора за соблюдением законности в деятельности исправи­тельных учреждений и при исполнении нака­заний, не связанных с изоляцией осужденных, прокурор имеет право и обязан в пределах своей компетенции посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказа­ния, проверять соответствие законодательст­ву Российской Федерации приказов, распоря­жений, постановлений администраций орга­нов и учреждений, уполномоченных в области исполнения наказаний, непосредственно зна­комиться с документами, являющимися осно­ванием отбывания наказания осужденными, производить опросы осужденных. Прокурор вправе:

— требовать от администрации исправи­тельного учреждения создания условий, обес­печивающих права осужденных; от должностных лиц этих учреждений — объяснения;

— вносить представления;

— возбуждать уголовные дела или производ­ства об административных правонарушениях;

— отклонять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужден­ных, немедленно освобождать их своим по­становлением от штрафного изолятора, поме­щения камерного типа, карцера и т. д.