Ведомственный контроль
За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ) (например, Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях1).
Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений, учреждениями и органами, исполняющими наказания, осуществляются Министерством юстиции РФ, Федеральной службой исполнения наказания и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
Цель ведомственного контроля — изучение реального положения дел в исправительных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказания, проверка соблюдения, законности в их деятельности, уяснение эффективности и результативности работы с осужденными. Формы ведомственного контроля могут быть разными. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их служб и частей; проверка фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям.
Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления 'Законности в государственной деятельности по исполнению наказаний.
При ведомственном контроле оцениваются организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреждений с государственными органами и общественностью.
1Утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000г. №8311 //Российская газета. 2000. 15сентября
5. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания
В контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, особенно важное значение имеет прокурорский надзор.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с послед, изм. и доп.).
Предметом прокурорского надзора является законность нахождения осужденных лиц в
местах отбывания наказания, назначаемых судом, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условия их
содержания, охраны, организации труда, порядка проводимой с ними воспитательной работы, их общеобразовательного и профессионального обучения.
В процессе надзора за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений и при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных, прокурор имеет право и обязан в пределах своей компетенции посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администраций органов и учреждений, уполномоченных в области исполнения наказаний, непосредственно знакомиться с документами, являющимися основанием отбывания наказания осужденными, производить опросы осужденных. Прокурор вправе:
— требовать от администрации исправительного учреждения создания условий, обеспечивающих права осужденных; от должностных лиц этих учреждений — объяснения;
— вносить представления;
— возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях;
— отклонять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением от штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера и т. д.