Передмова 4 страница
618
Очевидно, что когнитивно-смысловой компонент этих моделей трудового поведения зависит от критериев, положенных в их основу. Это могут быть:
• затратно-потребительские модели (натуральные), ориенти
рованные на компенсацию в виде определенных средств жиз
необеспечения;
• затратно-экономические модели, связанные непосредствен
но с первыми, но обеспечивающие более широкий диапа
зон выбора элементов возмещений, так как они оценива
ются в деньгах;
• затратно-стратификационные модели, предполагающие в
качестве компенсации определенные привилегии и престиж,
связанный с тем результирующим статусом, к которому стре
мится индивид;
• затратно-креативные модели, осуществляемые ради реали
зации творческих, инновационных целей;
• затратно-гедонистические модели, предполагающие вознаг
раждение в самом процессе затрат;
• затратно-безвозмездные, т.е. альтруистические, модели и т.п.
Эти модели не проявляются в чистом виде, а представляют сложнейшую комбинацию различных тактик и стратегий и соответствующих им средств и методов достижения различных целей, которые в зависимости от обстоятельств, субъективных и объективных условий могут изменяться по форме и содержанию. На различных стадиях жизненного и профессионального циклов индивидов могут доминировать различные приоритеты, влияющие на способ реалиг зации этих моделей поведения, а также на смысл, вкладываемый в достижение конкретного результата. Эти модификации обусловливаются качеством ресурсов, накопленных индивидом, уровнем и характером его социальных и профессиональных притязаний, ожиданиями референтных групп, влиянием конкретной социальной среды и субкультуры и т.д.
Вообще факты минимизации затрат в структуре производства (ограничение производительности, нарушение обязательств) — весьма массовые, типичные случаи поведения работников всех видов труда и всех категорий. Процесс труда в этом смысле можно рассматривать как полярную систему социально-экономического обмена, в которой имеются две стороны максимизации выгоды, противоположные по знаку экономических интересов. Если без согласия одной из сторон нарушается баланс их интересов (выгод и затрат), то в этой системе социально-экономического обмена возникает эффект минимизации, проявляющийся в различных психологических, социальных и экономических формах. Таким образом, оценка многочисленных фактов минимизации должна носить не
619
абсолютный, а относительный характер. Анализ конкретных ситуаций позволяет определить «виновника» нарушения контракта — максимизирующий свою выгоду работодатель, эксплуатирующий наемного работника, или работник, максимизирующий свою выгоду за счет работодателя, и т.п.
ОБМЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.
Можно выделить множество цепочек и схем социального обмена, возникающих в системе человеческого взаимодействия, в которых используются различные критерии обмена, способы оценки и измерители, позволяющие определить ценность, справедливость, эквивалентность и гарантированность распределения благ. Существуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них (например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных групповых, социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена мало понятны наблюдателям со стороны, не понимающим ценностно-смысловых программ, определяющих конкретные принципы обмена. Речь идет о тех акси-ологически ориентированных действиях, при которых обмен задается определенной системой ценностей, приемлемых только для одних людей и неприемлемых для других.
Экономический обмен — одна из форм социального обмена, реализуемого в сфере хозяйственной жизни. Его основой является взаимодействие людей (экономических субъектов), перераспределяющих различные экономические ресурсы в структуре рыночных отношений с целью получения выгоды (прибыли, дохода, вознаграждения). Методы и способы обмена зависят от множества факторов: экономических ресурсов, находящихся в обороте, механизмов ценообразования, компетентности действующих субъектов, их умения предвидеть, учитывать рыночную конъюнктуру, принимать на этой основе рациональные решения и т.п. Формы экономического обмена чрезвычайно разнообразны, а обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его специализации.
Наиболее наглядные и эмпирически обозримые элементы экономического обмена демонстрирует коммерция (торговля), относящаяся к самому древнему классу экономических действий*. В сво-
* Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. — М., 1992, с. 65. 620
ем развитии она проходит ряд архаических фаз и промежуточных состояний, постепенно превращаясь в универсальный регулятор рыночного поведения на основе обмена различными предметами в пропорциях, определявшихся их относительной редкостью и механизмом ценообразования. В конечном итоге сама возможность материального производства обусловлена торговлей, так как последняя дает ему толчок и управляет им, поставляя ценовую информацию об относительной редкости различных предметов в различных местах*.
Экономический обмен — это массовый, вероятностный процесс, в котором действуют множество продавцов и покупателей, что способствует (или создает предпосылки) выравниванию шансов сторон в процессе реализации ими своих преимуществ. Ценовые условия одних продавцов могут заменяться ценовыми условиями других, более выгодных покупателю. Это обеспечивает конкуренция на рынке, которая способствует и понижению цен, и увеличению предложения товаров, повышая не просто относительный выигрыш покупателя, но и уровень его благосостояния при постоянном доходе.
Процесс выравнивания шансов в долгосрочной перспективе в связи с постоянным нарушением равновесия колеблется то в сторону продавца, то в сторону покупателя. В противоположность конкуренции монопольные эффекты, постоянно возникающие на рынке продавцов, позволяют отдельным из них путем сохранения выгодных цен и объемов продаж принуждать покупателя соглашаться на их условия в связи с отсутствием других альтернатив.
Ситуации рыночного обмена в системе взаимодействия продавцов и покупателей демонстрируют богатейший набор возможностей, которые зависят от качества потребительских благ, их насыщенности на рынке, отсутствия или наличия субститутов, уровня дохода потребителей, стабильности денежной системы и т.д.
Следует выделить наиболее существенные характеристики и функции коммерческого поведения. Оно обеспечивает предложение и движение различных благ на основе поиска ценовой информации об их относительной полезности (ценности) и использования этой информации для получения выгоды.
В условиях рыночной экономики движение товарных ресурсов возможно прежде всего в том случае, если издержки, связанные с их оборотом, окупаются. В противном случае процесс движения благ затормаживается, т.е. интенсивность движения благ прямо пропорциональна выгоде от их оборота. Эта формула является основой коммерческого поведения.
* * Хайек Ф. Указ. соч , с. 164.
Таким образом, традиционная схема экономического обмена «производство — потребление» явно недостаточна для объяснения движения экономических ресурсов от производителей к потребителям. Процесс предложения произведенных благ возможен только в том случае, если это выгодно тому, кто производит и продает. Именно выгодность человеческой деятельности, по словам Ф. Хайека, побуждает многих избирать такой род занятий, при котором их усилия оказываются более продуктивными и соответствующим образом окупаются.
Оборот и обмен благ совершается (инициируется) продавцами и покупателями, которые мотивируют свои действия прежде всего соображениями выгоды. Каждый продавец знает, что предлагаемые им товары являются предметом человеческих потребностей, однако он также знает, что процесс предложения и доведения этих благ до покупателей требует затрат, т.е. движение благ из того места, где они производятся, в то место, где они потребляются, предполагает наличие дополнительных усилий со стороны продавца (вложений, средств, времени). Эти затраты предполагается окупить путем увеличения ценности благ, прежде всего за счет того, что они приобретают новое качество, т.е. оказываются в нужном месте в нужное время. И чем оперативнее они доходят до покупателя (потребителя), тем ценность их возрастает. Таким образом, продавец, физически не изменяя кондиции товара, путем их перекомбинации во времени и в пространстве, изменяет в нужную ему сторону их ценность. Это создает возможность извлекать выгоду из разницы ценностей (цен) одного и того же блага. Естественно, чем выше разница ценностей (цен) одного и того же блага в разных местах и в разное время, тем выше в конечном итоге выгода от их обращения.
Спонтанный процесс информационно-поисковой активности коммерсантов, стремящихся получить прибыль, позволяет им, с одной стороны, реализовать собственные экономические интересы, а с другой — вносить в производство совокупного продукта вклад больший, чем в любом другом случае*.
В заключение перечислим объективные функции коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями:
• обеспечение поиска, координации и коммуникации производителей и потребителей, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот (коммуникативно-поисковая функция);
* Хайек Ф. Пагубная самонадеянность, с. 65. 622
• установление необходимых пропорций производства и по
требления путем распределения ценовой информации меж
ду производителями и потребителями благ (регулятивно-ин-
формационная функция);
• формирование инфраструктуры рыночного обмена, его спе
циализации и сегментации (конструктивная функция, т.е.
создание и развитие рыночных структур);
• экономия средств и ресурсов производителей и потребите
лей в процессе взаимоприспособления их экономических
интересов (посредническо-спекулятивная функция);
• обеспечение сохранения потребительских свойств экономи
ческих ресурсов, их кондиций в процессе их передачи (рас
пределения) от производителей к потребителям (консерва-
ционная функция, т.е. создание средств хранения товаров);
• передача прав собственности на те или иные блага в про
цессе их перемещения по каналам рынка от одних пользо
вателей (собственников) к другим (распределительная фун
кция);
• предоставление гарантий и страхование рисков в процессе
движения товаров (страховая функция, т.е. защита прав соб
ственности на товар, обращающийся на рынке).
Эти функции коммерческого поведения достигают своего позитивного апогея только в очень развитом, насыщенном рынке благ и услуг, т.е. в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека. Фаза потребления характерна для большинства субъектов экономического поведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд. Таким образом, процесс потребления в более строгом смысле — это извлечение и присвоение полезных свойств различных благ, связанные с выключением их (абсолютным или относительным) из экономического оборота.
Мы имеем в виду более узкое понимание потребления и соответствующий ему тип экономической активности, которые связаны с процессом жизнеобеспечения домашних хозяйств (семей и отдельных индивидов). «Присвоение» же полезных свойств экономических ресурсов в системе производства традиционно описывается в социологии в терминах трудового поведения.
Рассматривая потребительское поведение в этом однозначном смысле и выделяя его центральный элемент — извлечение полезных свойств потребительских благ, мы не можем свести данный про-
623
цесс только к этому компоненту, поскольку последний неразрывно связан с другими относительно самостоятельными действиями, без которых его реализация невозможна. Например, можно выделить следующие процессы:
• приобретение потребительских благ;
• поиск их на рынке и вне его;
• рациональное их использование, хранение и распределение;
• выбор потребительских приоритетов и дозирование потреб
ления во времени;
• ранжирование потребительских наборов и поиск средств,
обеспечивающих оптимальное потребление;
• накопление, сбережение, резервирование и трата ликвид
ных средств и построение на этой основе оптимальных по
требительских бюджетов и т.п.
Таким образом, потребительское поведение нельзя рассматривать линейно — это весьма сложная система социальных и экономических действий, которая обеспечивает устойчивость, защиту, функциональную, экономическую и культурную целесообразность хозяйственного цикла любых потребительских ячеек. Внутри потребительского поведения можно выделить ряд фаз, которые отражают его особенности:
• собственно саму фазу потребления, внутри которой проис
ходит изъятие потребительских свойств различных ресур
сов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств;
• покупательское поведение, относительно самостоятельный
элемент потребительского поведения, связанный с приоб
ретением различных благ и их заменителей, включающихся
в хозяйственный оборот;
• информационно-поисковое поведение, ориентированное на
удовлетворение платежеспособного спроса потребительских
ячеек (поиск товара);
• информационно-поисковое поведение, связанное с обес
печением и поддержанием определенного уровня благосос
тояния (дохода) потребительских ячеек (поиск дохода);
• хозяйственное поведение, обеспечивающее координацию всех
потребительских действий в соответствии с задачами и це
левыми функциями домашних хозяйств, а также реализа
цию функций правовой и социальной их защиты;
• распределительное поведение, связанное с наделением членов
потребительской ячейки различными ресурсами, находящи
мися в ее собственности;
• функциональное поведение, связанное с эксплуатацией ос
новных и вспомогательных средств жизнеобеспечения до
машних хозяйств;
624
• сберегательное поведение, направленное на резервирование ликвидных средств и иных активов, находящихся в собственности потребителя.
В любом своем качестве непосредственный процесс потребления связан с присвоением потребительских ценностей различного класса и порядка. Функционально и поведенчески непосредственный процесс потребления обусловлен сложившейся на определенном этапе общественного развития структурой человеческих потребностей, которая синхронна системам благ, предоставляемых обществом.
Непосредственный процесс потребления — сущностная сторона потребительского поведения. Он является результирующим элементом всех других экономических и неэкономических действий, которые делают возможным сам процесс воспроизводства и жизнеобеспечения домашних хозяйств. Естественно, что структура и качество жизнеобеспечения могут быть весьма различны. Они имеют два пограничных уровня: первый находится на границе физиологического минимума, за которым начинается деградация, второй — в зоне престижного (демонстративного) потребления, превышая разумные рациональные нормы и стандарты.
Исходный баланс потребления определяется тремя составляющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают. Доход потребительских ячеек (домашних хозяйств), независимо от того, как он получается, есть основной фактор их обеспечения. Однако доход изменяется во времени, служа своеобразным результатом процесса потребления и являясь базовым элементом его насыщения. Если учесть, что доход — переменная величина, то очевидно, что количественные и качественные характеристики процесса потребления могут изменяться в зависимости от ее колебаний.
Если отбросить этнические, регионально-культурные и другие различия, то можно сказать, что доходы и потребление растут в соответствии с ростом производительности труда и ВНП. Существуют и сосуществуют множество стран с различным средним уровнем дохода и потребления. Если не учитывать самые бедные страны, то следует отметить, что так называемые нормальные стандарты потребления существенно отличаются по количественным и качественным параметрам. Пропорционально различаются в этих странах и реальные стандарты потребления различных социальных групп. Средний стандарт потребления отвечает возможностям конкретных экономик, в условиях которых он достигает определенного фиксированного уровня и существенным образом колеблется в разных странах.
21 Общая социология
625
В свою очередь, объективные ограничения этого рода способствуют минимизации притязаний потребителей в соответствии с определенными бюджетными ограничениями. Стандарты потребления и их параметры лимитируются целым рядом факторов. Во-первых, конкретным уровнем производительности труда и эффективности экономик, которые обеспечивают наиболее вероятные (массовые) уровни дохода. Во-вторых, приоритетом в распределении национального дохода и т.п. Естественно, что доход зависит также от места занятых в системе экономической стратификации, различные факторы которой демонстрируют дифференциацию потребительских возможностей занятого населения.
Ограничения в получении дохода и, соответственно, уровня потребления зависят не только от объективных факторов, но и от личных усилий субъектов, которые при прочих равных условиях должны форсировать свои ресурсы, чтобы обеспечить желаемый стандарт потребления.
Постоянный доход, обеспечивающий фиксированные стандарты потребления, является, как правило, пределом, который, с одной стороны, лимитируется уровнем благосостояния, достигнутым в рамках конкретных экономик (для большинства занятых по найму он фиксируется в среднестатистической ставке заработной платы), а с другой стороны, определяется возможностями конкретных потребителей преодолевать эти ограничения за счет дополнительных усилий или поддерживать благосостояние и потребление на среднестатистическом уровне.
Говоря о специфике «потребительского поведения», можно выделить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:
• образа жизни;
■• стадии развития, на которой они находятся;
• демографических характеристик, количества членов семьи;
• доминирующих социальных стандартов, отражающих их со
циально-культурную специфику, и т.п.
Естественно, что структура потребительского поведения неотделима от конкретных социокультурных матриц, которые определяют доминанты и приоритеты потребительского поведения, их функциональные и ритуально-символические характеристики. Этот аспект приобретается и усваивается традиционно-опытным путем. Таким образом, конкретные стандарты и соответствующие им структуры потребления являются в большей степени фактом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных дей-
626
ствий. Последние в значительной степени выступают производным элементом того, что приобретено и усвоено ранее в системе традиционного потребительского поведения. Тем не менее можно сформулировать общие принципы и методы реализации рациональных моделей потребительского поведения, которые базируются на сохранении равновесия дохода (бюджетных ограничений) и необходимых трат(потребления).
Рациональными моделями потребительского поведения можно признать те, которые:
• не выходят за границы реального дохода;
• способствуют созданию оптимального баланса трат и по
ступлений в соответствии со сложившейся и рационально
дозируемой структурой потребления;
• обеспечивают контроль и нормирование структуры потреб
ления и соответствующих им трат, не превышающих лими
ты реального дохода;
• устанавливают равновесие статей дохода и расхода потре
бительских бюджетов;
• способствуют резервированию части средств с целью стра
хования от непредвиденных ситуаций и обстоятельств;
• обеспечивают оптимальный баланс насыщения потребнос
тей в соответствии со сложившимися стандартами жизни и
кредитование потребительского бюджета за счет будущих
доходов.
Процесс потребления включает в себя некий аксиологический каркас, который делает возможным и целесообразным весь процесс потребления, в том числе и те рациональные схемы поведения, которые реализуются внутри его. Это связано с тем, что сам по себе процесс потребления (в его рациональной части) не существует как автономный феномен, но всегда детерминируется набором инструментальных и терминальных ценностей, которые доминируют в конкретной социальной среде и в конечном счете служат ориентиром потребительского выбора. Естественно, что эти стандарты и ориентиры могут быть различными, что указывает на многообразие культурных форм потребления даже при условии одинакового потребительского бюджета.
Рациональность моделей потребительского поведения определяется и тем, что они должны обеспечить защиту и воспроизводство определенной системы ценностей, на основе которых функционируют конкретные потребительские ячейки. Речь идет о системе традиций и образцов поведения, которые репрезентируют социальную матрицу домашних хозяйств, делая ее конкретной и относительно самостоятельной культурной единицей. Последняя, базируясь на определенных ценностях и предпочтениях, сохраняет и
627
транслирует конкретные модели потребительского выбора, передаваемые другим поколениям.
§ 3. Модели экономического поведения
Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать входящие в их структуру модели экономического поведения: монетарные, коммерческие, маркетинговые, посреднические, предпринимательские (инновационные) и др. Рассмотрим некоторые из них.
Монетарное поведение есть производное социального института денег, который обеспечивает распределение, дозирование и калькуляцию экономических ресурсов в процессе обмена. Деньги наряду с механизмом цен являются расчетно-аналитическим базисом большинства человеческих действий. Они позволяют калькулировать в сопоставимых показателях многочисленные социальные действия; координировать множество индивидуальных интересов и целей, которые не сопоставимы другим способом; измерять и оценивать эквивалентность обменных операций и т.д. Деньги являются предметом (объектом) как профессиональных, так и непрофессиональных действий, которые, в свою очередь, дифференцируются на несколько разновидностей в зависимости от того, какой мотив трат и накоплений ликвидных средств доминирует — рациональный, традиционный, альтруистический или аффективно-иррациональные мотивы.
Рациональные модели монетарного поведения базируются на строгом учете и расчете накоплений и трат независимо от того, какие цели преследуются — потребления, резервирования (сбережения), коммерции, производства или инвестирования.
Традиционные модели воспроизводят стереотипы и социальные привычки обращения с деньгами, которые приобретены традиционно-опытным путем. Традиционные модели монетарного поведения характерны для массовых пользователей денег, которые реализуют операции получения дохода, купли-продажи, трат-накоплений, примитивного баланса и учета. Структуру мотивации этих моделей могут составлять рациональные, аффективные, иррациональные элементы в различных пропорциях и сочетаниях.
Альтруистические модели основаны на безвозмездной трате (передаче) ликвидных средств с целью оказания помощи субъектам, нуждающимся в экономической и социальной поддержке. Основу мотиваций этих моделей поведения составляют сопереживание, моральные и религиозные соображения, ощущение социальной вины перед неимущими и нуждающимися.
628
Аффективно-иррациональные модели реализуются в случаях, когда субъекты экономического поведения находятся в состоянии аффекта, становятся по тем или иным причинам недееспособными, абсолютизируют объективные функции денег или подвержены влиянию массовых психозов и групповых аффектов.
Существует целая цепочка заменителей, «менее совершенных денег» (различных ценных бумаг и иных инструментов), которые делают возможным существование сложнейшего социального финансово-инвестиционного института (точнее, сети финансово-инвестиционных институтов), оперирующего различного рода обязательствами с целью постоянного перераспределения капиталов от тех, кто ими обладает, к тем, кто в них нуждается. Речь идет о специфической форме экономической активности — инвестиционном поведении. Известно, что в инвестиционный цикл втянуто множество субъектов рынка. Одни из них профессионально заняты в этой области (активные инвесторы), другие реализуют инвестиционные функции на непрофессиональной основе (пассивные инвесторы).
В первом случае инвестиционное поведение можно рассматривать как определенный вид трудового поведения различной специализации и квалификации, которым занято множество людей: менеджеры банков, страховых обществ, инвестиционных компаний и фондов, функционеры фондовых рынков (брокеры, маклеры и дилеры), лица, профессионально занимающиеся консалтингом инвестиционных потоков, прогнозом поведения ценных бумаг, и др.
Многочисленная категория пассивных инвесторов, несмотря на дифференциацию, характеризуется одним общим признаком: они являются фидуциариями (доверителями), т.е. профессионально не осуществляют операции с инвестиционными активами, а передают их на контрактной основе профессиональным инвесторам и пассивно ожидают выполнения обязательств. К ним относятся, например, и мелкие депозитарии банков, и крупные рантье, оперирующие большими свободными капиталами.
Таким образом, функционально инвестиционное поведение массовых сберегателей сводится в основном к выбору места и формы аккумуляции ресурсов под эгидой профессиональных посредников, которые обеспечивают взаимовыгодное их обращение.
Особую роль в актуализации экономической активности играют инновационные модели экономического поведения — предпринимательские. Сущность предпринимательского поведения определяется прежде всего инновационным компонентом, позволяющим тому или иному агенту рыночного процесса реализовать такие решения и действия, которые обеспечивают так называемый пред-
629
принимательский доход. Таким образом, это специфический вид экономического поведения, ориентированного на определенную вероятность достижения предельной нормы прибыли, извлекаемой в системе рыночной неопределенности. Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих:
• уникальные личностные качества и способности отдельных
индивидов;
• соответствующая рыночная среда, насыщенная огромным
разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, яв
ляющихся многоальтернативным полем предпринимательс
кого выбора;
• предпринимательская культура, включающая в себя опре
деленный набор инструментальных и терминальных ценно
стей, стандартов и образцов поведения, которые иниции
руют венчурный модус социальных действий различных
рыночных агентов. Данный тип культуры воспроизводит мас
совые модели экономического поведения множества субъектов
независимо от того, какой результат достигается ими в фи
нале. Он, в свою очередь, может коррелироваться в своем
положительном значении огромным числом факторов — от
наличия уникальных способностей до непредсказуемого слу
чайного везения.
Наличие этих трех составляющих создает необходимые предпосылки для постоянного возобновления в различных комбинациях и сочетаниях социально-экономической матрицы массовых человеческих действий, ориентированных на предпринимательский успех. Причем постоянный риск неудачи, которая является уделом значительного большинства, компенсируется перманентно появляющимися примерами уникальных результатов и достижений. Последние, в свою очередь, стимулируют экономическую активность новых поколений, а также инициативу многих не потерявших надежду неудачников и банкротов (Й. Шумпетер). Очевидно, что так называемая предпринимательская функция объективируется только в случае соединения конкретных субъектов с теми возможностями и ресурсами, которые они находят, интегрируют и запускают в оборот в определенной, ограниченной рамками конкретного времени и пространства конъюнктурной ситуации. Причем неважно, что способствует интеграции редких ресурсов — личные качества индивида, ориентированного на экономический успех, или различные, в том числе случайные, обстоятельства, способствующие объединению редких ресурсов, находящихся под контролем многих пользователей.