Происхождение морали

Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, – длительный, сложный и противоречивый процесс.

Философско-этические трактовки морали могут сильно различаться в зависимости отпонимания происхождения морали.

Можно выделить:

1. Натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей.

Мораль рассматривается как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование.

Согласно этой точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).

Представители натурализма в этике сводят социальное к биологическому, стирают качественную грань, отличающую человеческую психику от животной. Они отождествляют групповые чувства животных и мораль.

2. Социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины, как один из социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.

Мораль рассматривается как феномен, возникший вместе с общением и коллективными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование. При таком подходе нравственность возникает по мере выхода человека из животного состояния, получая развитые формы вместе с возникновением и углублением общественных различий внутри племени.

Главные причины, вызвавшие необходимость моральной регуляции, состоят в развитии и усложнении социальных отношений: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т.д.

3. Религиозные концепции, рассматривающие мораль как дар божий. Мораль, как закон, дается человеку богами или Богом. Закон дается людям прямо, самим богом или через посредников – героев и пророков.

Подобно удару молнии мораль отсекает человека от мира животных.

В первом случае понятиядобра и зла определяются в их отношении к природе, во втором – к обществуи в третьем –к божеству.

Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно.

В подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека.