В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Алименты –средства на содержание, их обязаны предоставлять по закону одни лица другим (на несовершеннолетних, а также нетрудоспособных и нуждающихся) в силу существующих между ними брачных и семейных отношений.

Право на алименты имеют:

1. Несовершеннолетние дети(Статья 80)

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

2.Нетрудоспособные совершеннолетние дети (Статья 85).

Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

3. Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи родители (Статья 87)

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

4. Супруг (Статья 89)

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

нетрудоспособный нуждающийся супруг;

жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы.

5.Бывший супруг (Статья 90)

Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы;

нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время. Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшими супругами.

Суд может освободить супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения:

в случае, если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления;

в случае непродолжительности пребывания супругов в браке;

в случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.

6. Несовершеннолетние и нетрудоспособные братья и сестры (Статья 93)

Несовершеннолетние нуждающиеся в помощи братья и сестры в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся в помощи совершеннолетним братьям и сестрам, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей.

7. Несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки (Статья 94)

Несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.

8. Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка (Статья 95)

Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.

9.Фактические воспитатели (Статья 96)

Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом. Данные обязанности не возлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.

 

10. Отчим и мачехи (Статья 97)

Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.

 

 

Здравоохранение, как система и каждодневная реальность жизнеобеспечения нации и каждого конкретного человека является одной из основных составляющих национальной безопасности любого государства. Здоровье населения – это показатель национального престижа, это необходимое условие высокого трудового потенциала страны, показатель уровня культуры нации, критерий эффективности государственного управления.

В Российской Федерации, как и во многих других развитых странах мира, здравоохранение как систему следует рассматривать с позиции единой политики государства. Бесспорно, что проведение такой единой политики основывается, прежде всего, на создании надлежащей нормативной базы в сфере охраны здоровья населения. И основу эту составляет группа нормативных документов разного уровня: федеральные, региональные и местные (муниципальные).

Главный закон страны – Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года, имеет 2 раздела, 9 глав, 137 статей) – среди прочих важнейших сфер жизни государства и гражданина, - регулирует и вопросы здравоохранения.

Статья 41 Конституции РФ провозглашает:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Следующий по значимости документ в области здравоохранения – это «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (приняты 22.07.93г., имеют 12 разделов, 69 статей). Здесь, в частности, определяется, что «Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно – гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья». (При этом преподаватель обращает внимание слушателей на последовательность перечисления мер – медицинские меры не являются самыми главными!).

Вообще же «Основы законодательства об охране здоровья граждан» регламентируют компетенцию властей различного уровня в области охраны здоровья населения, организацию охраны здоровья, права и гарантии граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и при оказании медико-социальной помощи, регламентируют общие вопросы в сфере охраны репродуктивного здоровья и медицинской экспертизы, права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников (в том числе вопросы допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности), а также общие вопросы международного сотрудничества в сфере охраны здоровья и ответственности за причинение вреда здоровью граждан.

Кроме того, в систему законодательного обеспечения охраны здоровья населения входят отдельные Федеральные законы, регламентирующие конкретные наиболее значимые вопросы из этой области. Это:

· Закон РСФСР от 28.06.91г. «О медицинском страховании граждан в РФ»; изменения и дополнения № 1499-1 от 23.12.2003

· Закон РФ от 02.07.92г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»; № 3185-1 (изменения и дополнения от 22.08.2004)

· Закон РФ от 22.12.92г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

· Закон РФ от 09.06.93г. «О донорстве крови и её компонентов»;№ 5142-1(изменения и дополнения от 22.08.2004)

· Закон РФ от 23.02.95г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах»;

· Закон РФ от 30.03.95г. «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)»;№ 38-ФЗ (изменения от 22.08.2004)

· Закон РФ от08.01.98г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

· Закон РФ от 22.06.98г. «О лекарственных средствах»; № 86-ФЗ (изменения от 29.12.2004)

· Закон РФ от 17.09.98г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

· Закон РФ от 30.03.99. № 52 «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; изменения и дополнения № 1499-1 от 23.12.2003

· Закон РФ от 18.06.2001«О предупреждении туберкулёза в российской Федерации»; № 77-ФЗ (изменения от 22.08.2004)

· Закон РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта 2008 г.)

Пункт 3 статьи 6.3 настоящего Федерального закона вступил в силу с 1 января 2006 г.

3. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

и некоторые другие.

Помимо этого, в число нормативных документов, регламентирующих правоотношения в сфере охраны здоровья входят:

· Гражданский Кодекс РФ;

· Уголовный Кодекс РФ;

· Трудовой Кодекс РФ;

· Административный Кодекс РФ;

· Основы законодательства РФ об охране труда;

· Законы РСФСР и РФ«Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О радиационной безопасности населения», «О физической культуре и спорте в РФ», «О защите прав потребителя» и ряд других.

 

В соответствии со своими полномочиями субъекты Российской Федерации (республики, края, области) вправе принимать свои нормативные документы, регламентирующие отдельные вопросы охраны здоровья населения на своей территории. Саратовская область активно воспользовалась этим конституционным правом, и в настоящее время на территории области действуют следующие областные законы: