ВИДЫ (ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИЙ).

1) Либеральная (буржуазная) демократия.Родиной либеральных (от лат. «свобода») идей и местом первого практического воплощения многих из них является Англия. Идеи и практика либерализма долгое время не совпадали с демократией, как теорией, так и движением. Идеологи ранней либеральной демократии - Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье и другие - были обеспокоены не обеспечением всех граждан ровными политическими правами и привлечением их к управлению государством, а имели целью оградить класс владельцев и аристократию от своеволия со стороны монарха, ликвидировать феодальные ограничения, которые мешали частной предпринимательской деятельности. В качестве недостатков классической либеральной демократии можно отметить:

1. Социально-классовая ограниченность (демократия «не для всех»).

2. Формальность, и как следствие, декларативность демократии для бедных, социально-необеспеченных слоев населения, отсутствие всеобщего народовластия

3. Ограниченность сферы демократии и политического участия личности.

2) Преодолеть недостатки либеральной демократии и осуществить настоящее народовластие пробовала доктрина и реальная модель коллективистской (социалистической, или пролетарской) демократии. Эта доктрина основывалась на марксистском классовом подходе - она рассматривалась как противопоставление "буржуазной демократии". Общечеловеческая ценность либеральной демократии отбрасывалась. Ставилась цель преодолеть свойственный тогдашнему обществу в значительной мере формальный характер свободы. "Пролетарская демократия" была ошибочна в своих принципах, означала отход от действительно демократических традиций и тогдашних достижений человеческой цивилизации, открывала путь к установлению тоталитарных диктатур, отчуждения народных масс, от власти. Попытки ее практического осуществления, сделанные, прежде всего в странах государственного социализма, не имели успеха. Но они значительно обогатили теорию и практику демократии. Выдающиеся представители коллективистской демократии - Руссо, К. Маркс, В. Ленин, К. Шмитт.

3) Демократия западного образца (современная) выросла из либеральной политической системы, и впитала ее главные организационные принципы: конституциализм, разделение власти и другое, а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека, автономия меньшинства и тому подобное. Ее часто называют плюралистической, поскольку она базируется на не существовавшем раньше многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и других) и форма их решения (политические партии, ассоциации и объединения, общественные движения и инициативы). Самые известные представители - Г. Ласки, Д. Труман, Г. Даль.

 

 

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

 

Исторически первые тоталитарные режимы. Деспотический режим. Возник в древности и характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминирует карательная, жестокая налоговая политика по отношению к народу. Осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Этот режим характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности, но может возникнуть и в современных условиях.

Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии власть тирана устанавливается насильственным, захватническим способом. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, а подчас на терроре и геноциде. Как политический режим он характеризуется жесткими способами управления государством. Наказания осуществляются не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел. Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самоволье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Как при тирании, так и при деспотии законы фактически не действуют. На первый план выступает принцип целесообразности, определяемый с точки зрения интересов правителя.

К современным антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

 

 

I. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В политико-правовом значении тоталитаризм как форма политического режима характеризуется следующими признаками:

· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

· общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

· монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

· государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

· доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

· «центризм» - Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, дуче ген. секретарь). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.

· господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

· Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по ее указанию. Номенклатура и бюрократия осуществляют власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных сферах.

· фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

· Милитаризация (от англ. «военная сила») - одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея военной опасности становится необходимой для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические задачи. Агрессия может быть выражена в идее мировой революции или мирового господства.

 

При всем разнообразии тоталитарных порядков, в т.ч. в фашистской Германии, СССР, Албании, Иране, Кубе, Северной Корее и в других странах мира, история дала три основных типа, 3 разновидности тоталитаризма.

 

1.) Коммунистический. Ему свойственны все те черты, которые указаны в качестве признаков тоталитаризма вообще (см. выше). В целом, этот режим сложился в 1918-20 годы в России, в период гражданской войны и просуществовал до середины 80-х годов.

 

2.) Фашистский (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) тоталитаризм. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Шовинизм - (фр. chauvinisme) — идеология и политика агрессивного национализма, проповедь национальной исключительности и превосходства, происходит от имени полумифического солдата Шовена. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Для фашистского режима характерны:

- опора на шовинистские настроения;

- слияние государственного аппарата с монополиями, т.е. крупными собственниками капитала;

- военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений;

- сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом;

- вождизм, т.е. безусловное лидерство одного лица (фюрера).

Разновидностью фашизма был немецкий национал-социализм. Тоталитарный нацистский режимпросуществовал с 1933 года (приход к власти А. Гитлера) и вплоть до окончания войны, т.е. до 1945 года. Здесь упор делался на «человеконенавистнический фактор». Декларировалась ничтожность всех «неарийских» рас и превосходство немцев, человеческая жизнь объявлялась не имеющей никакой ценности.

3.) Теократический (от лат. «божественная власть») или религиозный. Такая политическая форма характерна, например, для Ирана, где вся общественная жизнь строится на базе установок ислама, с его жесткими требованиями к своим последователям и нетерпимостью к иноверцам. Своеобразной разновидностью этой формы стал режим «талибан» в Афганистане в 1990-е годы, где на протяжении десятилетий обычным людям были запрещены блага цивилизации, доступные и общепринятые во всем мире. В этом случае вольнодумие и свобода действий человека ограничиваются под страхом наказания «свыше» и потому расцениваются как противоречие интересам государства.

 

 

II. АВТОРИТАРНЫЙ (англ. полномочия, власть) РЕЖИМ.Авторитарный режим может существовать в иных формах. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом. Власть не формируется и не контролируется народом. Представительные органы не играют ведущей роли в жизни общества. Парламент принимает решения, выработанные правящей элитой. В своих классических формах авторитаризм представляет собой жесткий правовой и квазиправовой (полуправовой) порядок, при котором существует безусловная и безоговорочная субординация.

Реальная жизнь контролируется элитой, не ограничивающей себя законом, особенно в части привилегий и льгот. В ее среде формируется узкий круг лиц, осуществляющих политическое руководство. Внутри ее выделяется лидер, чья власть основывается авторитете. Его влияние значительно, но принимать решения единолично он не склонен. Советы, рекомендации, обсуждения вопросов со своей командой ему необходимы. Общественное мнение не обожествляет лидера, но всецело полагается на его сильную личность.

В авторитарном государстве управление осуществляется централизованно. Зачастую при таком режиме в относительно мягкой форме осуществляется проведение реформ, укрепление государства, сохранение его целостности и единства.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать несколько партий, но все они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть может применять как законные, так и незаконные методы расправы.

Личность практически теряет свои права и свободы, так как несмотря на формальное их провозглашение не разработан механизм их гарантии и реализации. Во взаимоотношениях с властью личность лишена гарантии своей безопасности, так как власть не стесняет себя в средствах и методах принуждения. Устанавливается полный приоритет интересов государства над интересами личности.

Следует согласиться с точкой зрения о том, что наиболее "благодатной почвой" для возникновения авторитарных политических режимов являются кризисные (чрезвычайные) ситуации (их возникновение крайне необходимо, но только на временный период) или наличие неразвитых политических и социальных структур общества. Е. Вятр вполне обоснованно предложил классифицировать авторитарные режимы на следующие виды:

1. Военное правление - власть захватывают военные (военная хунта). Деятельность демократических институтов приостанавливается или резко ограничивается (режим государственного правления в Чили при Пиночете). Также это страны Латинской Америки, в прошлом Турция и Пакистан

2. Теократический авторитарный режим - сосредоточение всей полноты власти в стране в руках фанатичного религиозного клана (политический режим в Иране после революции 1979 г. и прихода к власти Аятоллы Хомейни).

3. Персонифицированный (личной власти)режим - власть ненадолго принадлежит политическому лидеру, опирающемуся только на силовые структуры при отсутствии или неразвитости иных институтов власти. Индия при Индире Ганди, Испания при генерале Франко, Румыния при Чаушеску

4. Монархические авторитарные режимы (Саудовская Аравия, Марокко, Иордания и др.).

5. Неоавторитарные(либеральные) режимы - характеризуются наличием в стране многочисленных политических партий, оппозиции; системой выборов (Мексика ,Индонезия, Малайзия, Тайланд, Филиппины и др.). Однако результаты выборов чаще всего фальсифицируются.

6. Корпоративные: власть крупных бюрократических, олигархических или криминальных группировок. В конце 90-х годов в России половина экономики контролировалась «теневыми» криминальными структурами.