Причины возникновения идеологий

Тема: Политические идеологии

Лекция №16.

Французский политолог Б. де Жувенель не уставал повторять: «Политикой управляют мотивы, которые экономике не известны». Этим он подчеркивал не только относительную самостоятельность политики, но и ее непредсказуемость, вероятностный характер. Но при всей кажущейся на первый взгляд непредсказуемости политических взаимодействий, вызванной различиями целей и интересов участников политического процесса, обнаруживается некоторая заданность их действий, подчиненность определенной логике. Благодаря им обеспечивается целостность общества и политический порядок. В основе этой заданности, которая направляет поведение людей, формирует их волю, стремление к действию, политическому участию, лежит политическая идеология. Она стимулирует политическую деятельность, способствует распределению целей по их значимости для субъекта на основе имеющихся у него представлений, ценностей, верований, идеалов.

Однако многие исследователи рассматривают идеологию как форму ложного, мифологизированного сознания, скрывающего истинное положение вещей. Так, один из признанных на Западе авторитетов политической науки К. Мангейм (1893—1947) писал: «Идеологиями мы называем те трансцендентные бытию представления, которые de facto никогда не достигают реализации своего содержания». Возникает парадоксальная ситуация: политика не может обходиться без идеологии, однако последняя рассматривается, по мнению немецкого политолога У. Матца, не как «необходимость открытого общества», а как «результат исторических случайностей. В фазе мировоззренческих кризисов они (идеологи) вроде костылей подвернулись под руку».

Идеологии как политико-социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику.

Идеологии начали зарождаться только в XIV в., в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развертыванием процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Религиозная картина мира постепенно уступала место рациональной системе представлений о нем.

Термин «идеология» был введен в научный оборот французским исследователем А. Дестют де Трасси в конце XIII в. и означал «науку об идеях», выражая предпочтения определенных социальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно трансформировалось. В результате его содержание оказалось размытым, а востребованность практикой знала взлеты и падения. Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий, показала их колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал, подготовив буржуазные революции. Правящие классы использовали идеологии для манипулирования массовым сознанием. Однако в середине XX в. американский социолог Д. Белл заявил о «конце идеологии», бессмысленности их существования. Тезис о «конце идеологии», был пущен в оборот как реакция на развернувшееся в 60-е годы XX в. студенческое движение в развитых странах Запада, которое не укладывалось в рамки классических идеологий. На первый взгляд кажется, что деидеологизация общественных отношений вызвана к жизни усиливающимся прагматизмом, заметным многообразием социальных интересов, существующих без видимых элементов идеологии. Сегодня уровень информированности населения заметно вырос, и потребность в идеологии вроде бы отпала.