Оценка и анализ внешней среды

Миссия

Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, предпочтения руко­водства, ценности, культуру, морально-психологический климат, социальную от­ветственность перед обществом и своими работниками. Миссия может формули­роваться также и для ключевых подразделений.

Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, помогает определить взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами.

Миссия является основой принятия основных плановых решений — постановки целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспо­собности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориен­тации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних условий.

Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать свои цели и задачи и увязывать действия с развитием компании в целом.

Миссия объединяет и сплачивает членов организации.

Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и проч. миссия должна корректироваться.

В целом миссия пытается ответить на вопросы:

 

Что мы делаем и чем отличаемся от тех, кто делает то же самое?

 

Какую пользу получает наш потребитель?

 

Что обеспечивает наш бизнес?

 

Кто наш потребитель и чего он ожидает от нас?

 

Приведем примеры формулировки миссии известных западных компаний: «Компак»: «Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка».

 

«Форд»: "Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомо­били и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых мо­делей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками».

 

«Эксон»: «Обеспечить нашим акционерам сохранность их инвестиций и растущие до-коды».

 

«Дженерал Электрик»: "Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности».

•<Эппл Компьютер»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьюте­ров и передавать их как можно большему числу людей».

С учетом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации общие и специфические.

Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией.

Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли (сверхприбыли), поэтому с миссией совпадать не может.

Общие (стратегические) цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важ­нейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели.

Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т. п.) и функциональными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации - финансами, маркетингом, кадровой работой - и являются заданиями для соответствующих служб).

Специфические цели (цели первого уровня развертывания) отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей.

Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.

Специфические цели бывают операционными (отдельного работника) и оперативными (подразделения).

Поскольку специфические цели не только конкретизируют общие, но и отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно оказываются в чем-то противоречащими друг другу. В связи с этим требуется их координация в ин­тересах достижения наивысших общеорганизационных результатов.

В зависимости от особенностей организации процесс целеполагания состоит из двух этапов: определения миссии и собственно целей. Он может происходить как централизованно, так и децентрализованно.

               
 
 
     
 
   
ЖИЗНЕНЫЕ ЦЕЛИ СОТРУДНИКОВ


Схема оптимизации целней организации и сотрудников

Наиболее ценным является краткая формулировка миссии, понятная как потребителю так и персоналу организации

Удачные формулировки миссии известных компаний.

"Форд моторе компани" - предоставление людям дешевого транспорта В ней четко обозначена область деятельности транспорт (автомобилестроение,), потребители продукции-люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Ценовая ниша-низкая цена. Действительно, в 20-х гг. рабочий этой компании мог купить автомобиль "Форд-Т" за три месяца работы.

Акио Морита в своей книге "СделановЯпонии: история фирмы"SONY"довольно оригинально сформулировал миссию: «Идеал"SONY"-служить всему миру с помощью своей уникальной техники на основе международного разделения труда". В ней подчеркивается интернациональный характер компании ("служить всему миру")и уникальность техники "SONY", широко вошедшей в быт людей

Философия организации- это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений персонала, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации. Можно сказать проще-это "моральный кодекс поведения сотрудников". Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и, как итог, эффективное развитие учреждения. Несоблюдение философии ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между заказчиками и потребителями услуг, к снижению имиджа заведения, а в дальнейшем может привести к краху и ликвидации учреждения на рынке.

 

 

Основные элементы философии организации

♦ цели и задачи организации ♦ декларация прав сотрудников

♦ поощрения и запреты ♦ качества сотрудников

♦ условия труда ♦ оплата труда

♦ социальные блага и гарантии ♦ увлечения (хобби)

Какие элементы российской философии можно отметить на лучших предприятиях и в организациях?

формирование семейных династий, когда несколько поколений ра
ботают в одной организации, при расстановке персонала делается
акцент на семейные династии;

высокая трудовая и исполнительская дисциплина в организации,
низкая доля прогулов и потерь в общем фонде отработанного вре
мени;

переход на международные стандарты качества и ориентация на по
вышение качества продукции, работ и услуг (ежегодные конферен
ции, ежемесячно - дни качества);

непрерывное повышение квалификации и рост профессионального
мастерства персонала, чаще всего руководителей и одаренных ра­
ботников, в то время, когда многие предприятия прекратили массо­
вое обучение персонала;

формирование требований к таким деловым и нравственным каче­
ствам работников, как дисциплинированность, организованность,
исполнительность, хозяйственность, трудолюбие, доброжелатель­
ность, преданность, честность, скромность, отраженных в норма­
тивных документах. Стремление коллектива воспитывать эти каче­
ства в каждом;

целенаправленная работа по улучшению условий труда:."дизайн по­
мещений, организация рабочего места, развитие техники и техноло­
гии личной работы, компьютеризация управления и др.;

обеспечение достойной оплаты труда, как правило, значительно
выше прожиточного минимума и средней зарплаты в регионе, ис­
пользование вознаграждений и премирования для достижения вы­
соких результатов труда;

передовые организации обеспечивают социальные блага и гарантии в соответствии с КЗоТом РФ, закрепляя их в контракте сотрудников.

Современные организации уделяют внимание стратегическим целям и критериям развития организации, формулируют миссию и доводят до рядовых сотрудников, делая акцент на формировании корпоративной культуры организации как результата внедрения философии.

 

Взаимосвязь понятий миссия цель стратегия задача философия

МИССИЯ ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЯ ЗАДАЧА ФИЛОСОФИЯ
Для чего организация существует? Чего мы хотим достичь? Что надо для достижения цели? Что конкретно нужно выполнить? Каков мораль-ный кодекс сотрудников?
Зачем мы находимся в ней? Вектор движения Рациональное использование сил и средств? Определить место и роль каждого подразд. Что обеспечит благополучное взимоотношение
Кто наш потре-битель, что он ожидает от нас? Что нас ждет? Каковы этапы достижения цели? Какие механизмы запу- стить в дейсвие? Система ценностей и убеждений

Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

Внутренняя средаорганизации - это совокупность ситуационных факторов внутри организации: целей, структуры, задач, технологии и людей.

Внешние факторы, действующие на организацию, принято делить на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

Внешняя среда организации прямого воздействия — факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.

Внешняя среда организации косвенного воздействия — факторы, кото­рые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс

Анализ внешней средыпредставляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить как возможности, так и опасности, ее подстерегающие.

С точки зрения возможностей и опасностей для организации роль анализа и оценки внешней среды в процессе стратегического планирования заключается, по существу, в ответе на вопросы:

где организация находится в настоящее время;

где организадия должна находиться в будущем;

что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из положения, в котором она находится в настоящее время, в то положение, где ее хочет видеть руководство.

При помощи анализа внешней среды организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.

После анализа перечня руководство должно провести опенку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководству необходимо иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также о существенных внешних проблемах.

Анализ внутренней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внутренние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить возможности и угрозы для организации. В условиях быстро меняющейся внешней среды «плюсы» прошлой деятельности могут обернуться «минусами» в будущем. Анализ внутренней среды проводится в виде управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон организации.

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование включают пять функций -маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культуру и образ корпорации.

Маркетинг.

При обследовании функции маркетинга анализу подвергаются:

♦ доля рынка и конкурентоспособность;

♦ разнообразие и качество ассортимента изделий;

♦ рыночная демографическая статистика;

♦ рыночные исследования и разработка;

♦ предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

♦ сбыт, реклама и продвижение товара

♦ прибыли.