Оценка и анализ внешней среды
Миссия
Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, предпочтения руководства, ценности, культуру, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими работниками. Миссия может формулироваться также и для ключевых подразделений.
Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, помогает определить взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами.
Миссия является основой принятия основных плановых решений — постановки целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних условий.
Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать свои цели и задачи и увязывать действия с развитием компании в целом.
Миссия объединяет и сплачивает членов организации.
Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и проч. миссия должна корректироваться.
В целом миссия пытается ответить на вопросы:
Что мы делаем и чем отличаемся от тех, кто делает то же самое?
Какую пользу получает наш потребитель?
Что обеспечивает наш бизнес?
Кто наш потребитель и чего он ожидает от нас?
Приведем примеры формулировки миссии известных западных компаний: «Компак»: «Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка».
«Форд»: "Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками».
«Эксон»: «Обеспечить нашим акционерам сохранность их инвестиций и растущие до-коды».
«Дженерал Электрик»: "Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности».
•<Эппл Компьютер»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей».
С учетом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации общие и специфические.
Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией.
Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли (сверхприбыли), поэтому с миссией совпадать не может.
Общие (стратегические) цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели.
Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т. п.) и функциональными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации - финансами, маркетингом, кадровой работой - и являются заданиями для соответствующих служб).
Специфические цели (цели первого уровня развертывания) отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей.
Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.
Специфические цели бывают операционными (отдельного работника) и оперативными (подразделения).
Поскольку специфические цели не только конкретизируют общие, но и отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно оказываются в чем-то противоречащими друг другу. В связи с этим требуется их координация в интересах достижения наивысших общеорганизационных результатов.
В зависимости от особенностей организации процесс целеполагания состоит из двух этапов: определения миссии и собственно целей. Он может происходить как централизованно, так и децентрализованно.
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
|
Схема оптимизации целней организации и сотрудников
Наиболее ценным является краткая формулировка миссии, понятная как потребителю так и персоналу организации
Удачные формулировки миссии известных компаний.
"Форд моторе компани" - предоставление людям дешевого транспорта В ней четко обозначена область деятельности транспорт (автомобилестроение,), потребители продукции-люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Ценовая ниша-низкая цена. Действительно, в 20-х гг. рабочий этой компании мог купить автомобиль "Форд-Т" за три месяца работы.
Акио Морита в своей книге "СделановЯпонии: история фирмы"SONY"довольно оригинально сформулировал миссию: «Идеал"SONY"-служить всему миру с помощью своей уникальной техники на основе международного разделения труда". В ней подчеркивается интернациональный характер компании ("служить всему миру")и уникальность техники "SONY", широко вошедшей в быт людей
Философия организации- это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений персонала, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации. Можно сказать проще-это "моральный кодекс поведения сотрудников". Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и, как итог, эффективное развитие учреждения. Несоблюдение философии ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между заказчиками и потребителями услуг, к снижению имиджа заведения, а в дальнейшем может привести к краху и ликвидации учреждения на рынке.
Основные элементы философии организации
♦ цели и задачи организации ♦ декларация прав сотрудников
♦ поощрения и запреты ♦ качества сотрудников
♦ условия труда ♦ оплата труда
♦ социальные блага и гарантии ♦ увлечения (хобби)
Какие элементы российской философии можно отметить на лучших предприятиях и в организациях?
формирование семейных династий, когда несколько поколений ра
ботают в одной организации, при расстановке персонала делается
акцент на семейные династии;
высокая трудовая и исполнительская дисциплина в организации,
низкая доля прогулов и потерь в общем фонде отработанного вре
мени;
переход на международные стандарты качества и ориентация на по
вышение качества продукции, работ и услуг (ежегодные конферен
ции, ежемесячно - дни качества);
непрерывное повышение квалификации и рост профессионального
мастерства персонала, чаще всего руководителей и одаренных ра
ботников, в то время, когда многие предприятия прекратили массо
вое обучение персонала;
формирование требований к таким деловым и нравственным каче
ствам работников, как дисциплинированность, организованность,
исполнительность, хозяйственность, трудолюбие, доброжелатель
ность, преданность, честность, скромность, отраженных в норма
тивных документах. Стремление коллектива воспитывать эти каче
ства в каждом;
целенаправленная работа по улучшению условий труда:."дизайн по
мещений, организация рабочего места, развитие техники и техноло
гии личной работы, компьютеризация управления и др.;
обеспечение достойной оплаты труда, как правило, значительно
выше прожиточного минимума и средней зарплаты в регионе, ис
пользование вознаграждений и премирования для достижения вы
соких результатов труда;
передовые организации обеспечивают социальные блага и гарантии в соответствии с КЗоТом РФ, закрепляя их в контракте сотрудников.
Современные организации уделяют внимание стратегическим целям и критериям развития организации, формулируют миссию и доводят до рядовых сотрудников, делая акцент на формировании корпоративной культуры организации как результата внедрения философии.
Взаимосвязь понятий миссия цель стратегия задача философия
МИССИЯ | ЦЕЛЬ | СТРАТЕГИЯ | ЗАДАЧА | ФИЛОСОФИЯ |
Для чего организация существует? | Чего мы хотим достичь? | Что надо для достижения цели? | Что конкретно нужно выполнить? | Каков мораль-ный кодекс сотрудников? |
Зачем мы находимся в ней? | Вектор движения | Рациональное использование сил и средств? | Определить место и роль каждого подразд. | Что обеспечит благополучное взимоотношение |
Кто наш потре-битель, что он ожидает от нас? | Что нас ждет? | Каковы этапы достижения цели? | Какие механизмы запу- стить в дейсвие? | Система ценностей и убеждений |
Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации
Внутренняя средаорганизации - это совокупность ситуационных факторов внутри организации: целей, структуры, задач, технологии и людей.
Внешние факторы, действующие на организацию, принято делить на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Внешняя среда организации прямого воздействия — факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.
Внешняя среда организации косвенного воздействия — факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс
Анализ внешней средыпредставляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить как возможности, так и опасности, ее подстерегающие.
С точки зрения возможностей и опасностей для организации роль анализа и оценки внешней среды в процессе стратегического планирования заключается, по существу, в ответе на вопросы:
где организация находится в настоящее время;
где организадия должна находиться в будущем;
что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из положения, в котором она находится в настоящее время, в то положение, где ее хочет видеть руководство.
При помощи анализа внешней среды организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.
После анализа перечня руководство должно провести опенку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководству необходимо иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также о существенных внешних проблемах.
Анализ внутренней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внутренние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить возможности и угрозы для организации. В условиях быстро меняющейся внешней среды «плюсы» прошлой деятельности могут обернуться «минусами» в будущем. Анализ внутренней среды проводится в виде управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон организации.
Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование включают пять функций -маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культуру и образ корпорации.
Маркетинг.
При обследовании функции маркетинга анализу подвергаются:
♦ доля рынка и конкурентоспособность;
♦ разнообразие и качество ассортимента изделий;
♦ рыночная демографическая статистика;
♦ рыночные исследования и разработка;
♦ предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
♦ сбыт, реклама и продвижение товара
♦ прибыли.