Проверочный расчет зубчатой передачи

5.1. Проверим межосевое расстояние :

аw = (d1 + d2) /2 = (41,03 + 198,98) /2 = 120 (мм)

5.2. Проверим контактные напряжения н , Н/мм2 :

, (36)

где K¢ – вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач K¢=376 (для

прямозубых K=436);

Ft = 2Т2 × 103 / d2 – окружная сила в зацеплении, Н для нашего случая, где Т2 = Т3 имеем,

Ft = 2Т3 × 103 / d2= 2 × 0,307 × 103 × 103/198,98 = 3085,7 Н.

Кнa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: определяем по графику (рис. 5) в зависимости от окружной скорости колес

ν = w3 d2 / (2 × 103), м/с и степени точности передачи (табл. 6):

ν= 10,23×198,98 / (2 × 103)= 1,02 м/с.

Принимаем, Кнa= 1,11.

Кнn – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной

скорости колес и степени точности передачи (табл. 6)

Кнn= 1,01

Кнβ, Uф, d2, b2 – значения перечисленных величин определяли ранее (см.

раздел 3, п.1, п.8, п.10, п.2).

Подставим в формулу (36) полученные величины, имеем, что

(МПа).

Полученное значение контактного напряжения [s]н меньше допускаемого [sн] = 637,9 МПа.

Определим степень недо грузки по контактным напряжениям :

= 0,92%.

5.3. Проверим напряжение изгиба зубьев шестерни sF1 и колеса sF2, МПа :

, (37)

, (38)

где m – модуль зацепления, m = 4 мм по расчетам ;

= 36 мм, ширина венца зубчатого колеса, по расчетам ;

Ft = 3085,7 Н, окружная сила в зацеплении , по расчетам ;

КFa - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями,

зависит для косозубых от степени точности передачи, определяемой по

табл. 6, КFa = 1.

Для прямозубых КFa = 1, задается.

К – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, выбираем аналогично К, К = 1;

К - коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (см. табл. 7) , К = 1,04;

УF1 и УF2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса.

Определяются по табл. 8 в зависимости от числа зубьев шестерни Z1 и колеса Z2 для прямозубых, а для косозубых - в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни

Zn1 =Z1/cosb и колеса Zn2=Z2/cosb,

где β – угол наклона зубьев, определяемый ранее.

Zn1 =Z1/cosb=20/cos (12,84°)=20,5=20.

Zn2=Z2/cosb=97/cos (12,84°)=99,5=99.

По табл.8 имеем : УF1 = 4,07 УF2 = 3,60.

- Уβ = 1 - b° /140° - коэффициент, учитывающий наклон зуба,

- Уβ = 1 – 12,84°=/140° = 0,91

- [s]F1 = 310 МПа и [s]F2 = 294 МПа – допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса, определены ранее (см. п.3 , раздел 2)

Подставим в формулу (37) и (38) известные величины и определим :

= 146 МПа

sF1 = sF2 × УF1 / УF2 = 146 · 4,07 / 3,60 = 165,1 МПа.

Проверочный расчет показал, что расчетные значения sF значительно меньше [s]F , это допустимо, т.к. нагрузочная способность большинства зубчатых передач и рассматриваемого примера в частности, ограничивается контактной прочностью.