Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации

Создатель или производитель информации — лицо, в результате интеллектуальной деятельности которого создается информация (ее содержание). Для включения информации в оборот создатель переводит ее на материальный носитель, в результате чего появляется информационная вещь или информационный объект (оригинал произведения), обладающий свойством двуединства информации и материального носителя и свойством оборотоспособности.

Создатель такого информационного объекта приобретает право собственности на материальный объект, на котором отражено содержание созданной им информации, по факту ее создания. Следовательно, он может продать, передать, подарить, завещать оригинал своего творения по своему усмотрению. Однако при этом он приобретает дополнительно к вещным правам на носитель с информацией и информационные правомочия, т.е. право знать содержание информации, применять это содержание в собственной деятельности, тиражировать распространять содержание информации, в том числе и в коммерческих целях, или передать это право другому лицу. Другими словами, при регулировании отношений, возникающих по поводу этого информационного объекта, т.е. информационной вещи — оригинала, могут применяться (и должны применяться) одновременно два институтa — вещного права по отношению к материальному носителю, содержащему информацию, и авторского права — по отношению к содержащейся на носителе информации .

Забегая вперед, следует также отметить, что для введения механизма доказывания права авторства на содержание информационного объекта необходимо применить еще один институт — институт автороведческой экспертизы. Он может эффективно применяться при разрешении споров в суде относительно авторства текстовой информации (т.е. информации, содержание которой не совпадает с формой ее представления).

При осуществлении исключительных прав создатель информации может передать свои права на тиражирование и распространение информации посреднику — обладателю информации на условиях договора - принцип «отчуждения» информации.

Обладатель (держатель) информации (содержания информации) приобретает информационные правомочия по договору с создателем информации, объем которых закреплен условиями договора. При этом обладатель информации получает в соответствии с договором в собственность или во временное пользование и на ответственное хранение саму информационную вещь — оригинал информационного объекта или его учтенную копию. Включение такого информационного объекта в состав объектов информационного правоотношения необходимо и для рассмотрения споров в случае возможного искажения содержания информации при ее наборе и тиражировании.

Выполняя договорные обязательства, обладатель информации осуществляет тиражирование и распространение информации.

Потребитель информации (потребитель содержания информации) является тем конечным получателем или пользователем информации, ради соблюдения прав которого на информацию и строится в конечном итоге информационное право. Приобретая, как правило, конкретный экземпляр информационного объекта (информационную вещь), он приобретает также право знать содержание информации и право пользоваться этим содержанием в личных целях. Ему должно быть запрещено тиражировать и распространять полученную информацию в коммерческих целях. И в этом существенное отличие прав потребителя от прав создателя и обладателя информации. Таким образом, потребитель обладает правомочиями знать и применять содержание информации в собственной деятельности.

Практика обращения информационных объектов в реальной жизни (например, лазерных дисков, содержащих программы для ЭВМ или другие произведения) пошла по пути так называемых конверточных договоров. На конверте, в который вложен лазерный диск или другой носитель с информацией, напечатаны условия договора (по сути, это договор оферты), в котором оговариваются условия использования покупателем информации, отображенной на этом носителе. К сожалению, российское законодательство пока отстает в этой части.

Составной информационный объект аналогичен сборникам в авторском праве, однако это понятие шире, так как к таким объектам в информационном праве относят и те объекты, которые не являются результатом творчества, а представляют собой набор сведений или иных, которые имеют потребительский спрос, и активно приобретаются потребителями. К составным объектам относятся базы и банки, автоматизированные информационные системы, библиотеки, архивы, другие объекты, в которых накапливается информация с целью коммерческого распространения как самих таких составных объектов, так и информации (сведений, данных) из них.

Здесь появляется еще один субъект правоотношений — информатор как разновидность производителя или обладателя информации может быть физическое или юридическое лицо, профессионально занимающееся информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, передачей и распространением информации. В первую очередь, это производители баз и банков данных, информационных систем, других составных информационных объектов.

Информатор нередко вступает в отношения с производителями информации (производителями исходной информации) для комплектования их произведениями своего составного объекта. И в этом смысле на нем лежит обязанность соблюдения авторских прав этих лиц как при включении их произведений в свой составной объект, так и в случае обращения потребителя к этому произведению, вернее, при использовании потребителем информации, содержащейся в произведении автора исходного произведения. Такие отношения реализуются на условиях договора. Сложность исполнения условий договора заключается в проблемах учета числа обращений потребителей к содержанию конкретного исходного произведения, включенного в состав составного объекта.

Типичные примеры составных информационных объектов -справочные правовые системы Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС. Они включают в свой состав технические, программные средства и информационные базы нормативных правовых актов и другой правовой информации. Оригиналы этих составных информационных объектов расположены в упомянутых фирмах, копиями снабжаются многочисленные потребители. Очевидно, что их собственники, т.е. фирмы, обладают всем объемом информационных правомочий, потребители в соответствии с договором — только правом знать содержание этих баз и применять полученную из баз информацию в личных целях. Очевидно, что оригинал объекта, размещенный в фирме-производителе, и проданная копия имеют одно и то же содержание, однако стоимость оригинала и копии —- несоизмерима.

Завершая рассмотрение модели гражданского оборота информации, обратим внимание на особенности информационного объекта и прав на него. Как выше отмечалось, информационный объект (информационная вещь) состоит из информации и материального носителя, на котором эта информация размещена, и потому правомочия владения, пользования и распоряжения такой сложной вещью должны реализовываться при условии обязательного осуществления и информационных правомочий, определяющих право на использование информации, отображенной в этой вещи. Механизм такого применения должен основываться на принципах «отчуждения» информации, оборотоспособности информации, информационного объекта и распространяемости информации.

Как уже отмечалось, для защиты прав производителей на содержание созданной ими информации полезно ввести дополнительно институт автороведческой экспертизы, который решал бы средствами судебной экспертизы вопросы авторства производителя информации. Можно было бы рассмотреть возможность совместного применения институтов авторского права, защищающего права автора через форму информационного объекта, и института автороведческой экспертизы, защищающего непосредственно содержание информации.

Рассмотренная модель универсальна. Она может применяться не только для изучения гражданского оборота информации, но и для публичного оборота информации.

 

 

Таким образом, в гражданском обороте информации участвуют и вступают в отношения друг с другом следующие субъекты:

производители информации (как отдельных и исходных информационных объектов, так и составных объектов);

обладатели (держатели) информации как своего рода посредники между производителями информации и потребителями информации;

потребители информации как конечные получатели информации

и потенциальные будущие производители информации.

Применение принципа двуединства информации и носителя позволяет ввести в состав участников гражданского оборота информации еще один вид субъектов: собственники (владельцы) информационных объектов (т.е. носителей с информацией). Но здесь сразу следует отметить, что это собственники особого рода. Особенность их поведения в гражданском обороте информационных объектов заключается в одновременном учете правомочий вещного собственника и информационных правомочий.

Собственники информационных объектов (информационных вещей) или информационные собственники могут быть трех видов: