Механическая часть

Чтение

Предлог

Числительное

Местоимение-числительное

Местоимение-прилагательное

Местоимение-существительное

Местоимение

Наречие

Глагол

Прилагательное

Существительное

Собственное — нарицательное

Одушевленное — неодушевленное

Конкретное — отвлеченное

Склоняемое — несклоняемое

 

Качественное — относительное — притяжательное

 

Личный — безличный

Совершенного — несовершенного вида

Переходный — непереходный — возвратный

 

Определительное — обстоятельственное

Качественное (быстро, весело) Времени (вмиг, вчера)

Количественное (мало, много) Места (вверху, справа)

Образа действия (бегом, наизусть) Причины (оттого, поте

Сравнения (по-дружески) Цели (нарочно, в шутку)

 

– Личное: я, ты, он

– Возвратное: себя

– Притяжательное: мой, твой, его

– Указательное: тот, эта

– Вопросительное: кто, что

– Относительное: кто, что

– Определительное: весь, всякий, каждый, сам

– Отрицательное: никто, ничто

– Неопределенное: некто, нечто

 

 

 

 

Количественное — собирательное — порядке

 

Простой — сложный — составной

 

Союз (см. вышеприведенные таблицы)

 

Частица (см. вышеприведенные таблицы)

 

В Доме ребенка дети начинают читать с того момента, когда, составив слово из букв подвижного алфавита, они «прочитывают» его вслух. Да, это еще не настоящее чтение, ребенок заранее знает, какое слово он составил, а не расшифровывает графические символы. Однако подобные упражнения имеют огромное значение. В этот период механизм развития графического языка напоминает процесс формирования устной речи.

Внимание ученика сосредоточено на узнавании написанного слова, а значит, способно остановиться на анализе звуков, составляющих данное слово. В период, когда детям интересно трогать, обводить буквы, они также увлечены выслушиванием и произнесением разнообразных звуков. Письменный язык, благодаря упражнениям с подвижным алфавитом, становится мощным средством развития, совершенствования устной речи. В этот момент можно корректировать дефекты произношения.

Гимнастика артикуляционного аппарата должна начинаться в период его естественного развития. Тренируя произношение, упражняясь в аудировании, в расшифровке графических символов, ребенок осваивает и объединяет основные механизмы чтения и письма.

Четкое произнесение читаемого слова очень ценится в обычной школе. Можно сказать, это основная цель традиционных уроков чтения в наших начальных школах. Цель труднодостижимая, если уже сформировалось неправильное произношение. В таком случае исправление дефектов становится важной и постоянной проблемой. Уже во втором-третьем классе педагог все меньше учит читать, все больше занят произношением. В учебниках множество упражнений разной степени сложности, направленных на исправление произношения. Очевидно, что эта механическая, физиологическая цель не связана непосредственно с самим процессом чтения. Скорее она становится препятствием на пути естественного развития, болезнью, мешающей сложнейшему интеллектуальному процессу понимания таинственного языка символов, который способен подарить чудесные открытия. Любознательный ребенок вынужден тормозить свою мысль, его утомляет бесконечное исправление дефектов произношения. Он страдает, его интеллект чахнет. Напротив, если упражнения совершаются в нужное время, когда и психика, и весь организм готовы к совершенствованию языковых механизмов, ребенок самостоятельно, легко и с удовольствием их выполняет, развиваясь естественным образом.

Когда птица готовится взлететь, ее крылья должны быть готовы к неизбежным усилиям, и горе тому живописцу, у которого нет в доме кисточек в ту минуту, когда его посетило вдохновение.