Связь придаточных в сложном предложении

Серия 4

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Она так умоляла нас, что мы не могли отказать.

Компас так нравится мальчику, что он решил купить его, даже если цена высока.

Она горько плакала, хотя все ее утешали.

Ветер усилился.

Он так велик, что его голова упирается в небо, а ноги достигают недр земли.

Он смотрел туда, где шумело море, чтобы первым увидеть корабль.

Если ты постараешься, все получится.


Он надел пальто, так что мороз ему не страшен.

 

 

Дети скоро начинают видеть, как могут быть связаны отдельные части сложноподчиненного предложения.

Во-первых, есть придаточные, которые непосредственно относятся к главному. Во-вторых, есть придаточные, которые зависят от других придаточных. В-третьих, есть придаточные, которые равноправны по отношению друг к другу.

Итак, мы разрываем бумажную ленту на части, в зависимости от количества простых предложений в составе сложного. Раскладываем обрывки на столе: слева главное предложение, справа придаточные.

Подобная работа развивает в учениках понимание структуры сложных

предложений. Упражнения на перемещение частей позволяют им осознать место каждой части в целом. Учитель кратко поясняет, что придаточное может стоять в начале, в конце и в середине предложения, может разрывать главное предложение (это будет видно наглядно, знаки препинания чаще всего совпадут с разрывами, что облегчит усвоение пунктуационных правил). Хорошо использовать примеры из художественной литературы. Причем можно предлагать разорванные предложения, чтобы ученики сами восстановили порядок, нашли самый красивый вариант. А можно давать целый бумажный рулон, и пусть ребята разрывают его на части и раскладывают по ячейкам таблицы. Для каждого примера следует подготовить таблицу-образец, чтобы ученики могли проверить себя.