Группа В

Группа Б

Группа А

Анализ

Междометия и частицы

 

Это последняя часть речи, которую мы изучаем в начальной школе. Теперь нет нужды придумывать коротенькие фразы, чтобы использовать только знакомые детям слова. Теперь они знают все части речи (кроме особых глагольных форм: причастие и деепричастие).

Междометия и частицы несут большую эмоциональную нагрузку в предложении. Поэтому в этом разделе можно потренироваться не только в узнавании отдельных частей речи, но и в выразительном чтении. Мы даем также таблицу значений междометий и частиц (первая таблица в нашем курсе!). Дети голосом и жестами пробуют передать разные оттенки чувств.

 

Материал: полная грамматическая коробка. 8 отделений для разноцветных карточек (черная для существительных, каштановая для прилагательных, красная для глаголов, фиолетовая для предлогов, розовая для наречий, зеленая для местоимений, желтая для союзов и голубая для междометий и частиц), также есть отделение для карточек побольше — там лежат предложения для анализа.

О! Какой ужас! — закричал Рено. Хм, что вы говорите? Ах, я не могу говорить!

Да ну, не морочьте мне голову. Браво! — закричали мы. Эй, куда вы идете, молодой человек? Караул! Нас догоняют! Осторожно! Поезд приближается. Пожалуйста, не кричите.

А ну стой, кто идет? Ну-ну, смелей, не бойтесь.

Шш, послушайте Поля.

Ай, мне больно.

Муха жужжит в классе: ж-ж-ж

Брр, холодно!

 

Таблица междометий по значению

 

Радость: О! Слава Богу! Боже мой!

Боль: АШОШОх!

Просьба: Ради Бога! Пожалуйста!

Восхищение: Браво! Бис! Отлично! Ого-го!

Отвращение: Фи! Фу! Брр! Тьфу! Вот еще!

Сомнение: Хм, гм, да…, да ну.

Удивление: А?Э?Неужели? Батюшки! Ну и ну!

Одобрение: Да! Давай! Вперед! Ах! Ура!

Призыв: Эй! На помощь! Караул! Спасите! Помогите!

Приказ: Айда! Брысь! Вон! Но! Ну! Цыц! Тсс! Шш! Досада: Эх! Увы!

Звукоподражание: Бум! Крак! Пф! Жжж! Динь-дон, ррр, тик-так, гав-гав.

Анализ предложений

Нам понадобятся бумажные ленты, свернутые в трубочку. На них мы запишем предложения. Еще понадобятся таблички, где расчерчены два ряда прямоугольников. На каждом прямоугольнике мы запишем название частей предложения. Предложение, написанное на ленте, можно разрывать на части и класть на соответствующие прямоугольники. Это напоминает ящички, которые используются для изучения букв или для изучения частей речи. Только в данном случае ящичек с перегородками упрощен до рисунка — таблички с нарисованными прямоугольниками. Таблички с прямоугольниками сделаны из цветной бумаги, красиво разрисованной. Вот как выглядит табличка.


Верхние прямоугольники (сказуемое и подлежащее) больше остальных и разукрашены поярче. Термины (сказуемое и подлежащее) написаны крупными буквами. Все остальные прямоугольники меньше по размеру, украшены скромнее, надписи мельче. Это помогает различать в предложении главные члены и второстепенные. Термины и вопросы написаны разными цветами: термин черными буквами, вопросы красными. Вопросы второстепенных членов написаны крупнее, чем сами термины, для главных членов предложения — наоборот: термины крупнее, вопросы мельче.

Сколько раз ребенок читал, произносил и записывал предложения, но сейчас он начинает обращать внимание на их структуру. Он начинает изучать предложения. Фраза — коротенький отрывок речи, законченная мысль. Разные ее части группируются вокруг основы — главных членов. Чаще всего сказуемое выражено глаголом. И сначала ученик ищет в предложении именно глагол. Ему нетрудно это сделать после многих упражнений, связанных с изучением частей речи. Найдя глагол-сказуемое, ребенок ищет подлежащее. В этом ему помогает вопрос: кто (что) совершает данное действие?

Пример. Ученик читает. Читает - это глагол. Отрываем кусок бумажной ленты, где написано это слово, и кладем на прямоугольник с надписью «сказуемое» (там есть примечание — глагол). Теперь надо себя спросить: кто читает? Ученик. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «подлежащее».

Другой пример. На бумажной ленте написано: Ваза была разбита. Учительница очень коротко поясняет, что глагол была в данном предложении значим не сам по себе, а вместе со словом разбита, именной частью сказуемого. Оба слова вместе являются сказуемым. Мы отрываем от ленты кусок, где написано была разбита, и кладем на прямоугольник с надписью «сказуемое». Что было разбито? Ваза. Кусок бумажной ленты с этим словом кладем на прямоугольник с надписью «подлежащее». Затем можно показать, что глагол иногда отсутствует вовсе, как бы пропущен, если речь идет не о прошедшем времени, не о будущем, а о настоящем. Ваза разбита.

Можно списать фразы в тетрадь следующим образом: Ученик читает. Ученик: подлежащее, читает: сказуемое.