Уроки и приказания по теме союзы

Перемещения

Серия Б

Серия А

Анализ

Союз

Единственное число Множественное число

Я расту Мы растем

Ты растешь Вы растете

Он растет Они растут

Она растет Оно растет

Я сижу Мы сидим

Ты сидишь Вы сидите

Он сидит Они сидят

Она сидит Оно сидит

 

 

Материал: грамматическая коробка с разноцветными карточками, разложенными по семи отделениям, каждое из которых отмечено карточкой соответствующего цвета с надписью (черная для существительных, каштановая для прилагательных, красная для глаголов, фиолетовая для предлогов, розовая для наречий, зеленая для местоимений и желтая для союзов), также есть отделение для карточек побольше — там лежат предложения для анализа.

 

Простые союзы

(сочинительные: соединительные, разделительные, противительные)

Принеси ручку и карандаш.

Принеси ручку или карандаш.

Не приноси ни ручки, ни карандаша.

Не оставляй свои материалы на столе, но собери их в коробку.

Скажи однокласснику что-нибудь вежливое не громко, а тихо.

Поставь стол около доски, только тихо, бесшумно.

 

Простые союзы (подчинительные) и союзные слова

Скажи ребятам, чтобы они работали тихо.

Ты сможешь беззвучно нажать клавишу пианино, если сделаешь это медленно.

В классе станет тихо, когда ты напишешь на доске слово «тишина».

Какой счастливый ребенок, он поет, когда работает.

Закрой ту дверь, которая ведет в другую комнату.

Чтобы в классе был порядок, нужно расставить все по местам.

 

Серия ВСоставные союзы и союзные слова

Мой класс мне нравится, потому что он красивый и потому что здесь удобно работать.

Я дам тебе эту вещь, так как она тебе нужна.

Ты можешь делать все, что угодно, до тех пор, пока не трогаешь опасные предметы.

Я подарю тебе игрушку, несмотря на то что предпочел бы подарить тебе книгу.

В классе стало красиво после того, как мы все убрали. Я пойду гулять в парк, оттого что там красивее, чем на улице.

 

Если мы убираем карточку с союзом, мы уничтожаем связь между словами и частями предложения, а значит, даем ребенку возможность почувствовать роль союза.

Принеси ручку и карандаш.

Принеси ручку или карандаш.

Принеси ручку карандаш.

Ты сможешь беззвучно нажать клавишу пианино, если сделаешь это медленно.

Ты сможешь беззвучно нажать клавишу пианино, сделаешь это медленно.

Мой класс мне нравится, потому что он красивый.

Мой класс потому что мне нравится, он красивый.

 

Союзы: и, или, ни…ни, но (соединительные, разделительные, противительные). Приказания:

– Сядьте тихо на свои места и встаньте по моему сигналу.

– Сядьте тихо на свои места или ходите беззвучно между столами.

– Ходите по классу на носочках, но нельзя ни сталкиваться друг с другом, ни ходить друг за другом.

 

Союзы: чтобы, когда (подчинительные цели и времени).

 

Приказания:

– Встаньте так, чтобы хорошо видеть мои руки.

– Вы вернетесь на свое место, когда я подам вам знак.

– Пусть один попытается коснуться доски, а другой сделает все, чтобы помешать ему.

 

Союзы: если, как (подчинительные условные, изъяснительные).

 

Приказания:

– Вы сможете услышать, как падают капли воды, если остановитесь и замолчите.

 

Союзы: потому что (подчинительные причины). Приказания:

– Перед работой нужно молча сосредоточиться, потому что так мы лучше представим себе, что нужно сделать.

 

Союзы: который (подчинительные определительные). Приказания:

– Подойдите к однокласснику, который смотрит на вас.

 

Союзы: где (подчинительные места).

 

Приказания:

– Встаньте там, где никого нет.

Изучение союзов продолжится, когда мы начнем изучать сложное предложение.