Однокоренные слова

Изучение морфологии слова

 

Маленький ребенок, только начинающий читать, с удовольствием учит слова. В Доме ребенка шла бесконечная охота за карточками, дети читали все слова, написанные на них, одно за другим. Это объясняется тем, что малышу необходимо собрать свой банк слов. Главная особенность его речи — бедность словаря. Он приближается к возрасту, когда ему захочется выразить свои мысли, вот ребенок и запасается «строительным» материалом. Многие замечали, с каким напряженным вниманием дети слушают чужие разговоры, даже если не понимают их смысла. Они стараются выхватить отдельные слова, иногда это становится заметно: малыш начинает радостно повторять то или иное услышанное слово. Мы должны ответить на эту детскую потребность, предоставив специальные материалы, организовав упражнения, способные закрепить спонтанные реакции.

У нас очень много разнообразных материалов, но для большинства учеников складывается разная последовательность их выбора. С самого начала четко проявляются индивидуальные различия. Упражнения, легкие для одного, трудны для другого. Учитель, конечно, должен хорошо знать весь материал и точно находить момент предъявления того или иного упражнения. Впрочем, опытные педагоги замечают, что процесс развивается и сам по себе, что облегчает задачу учителя. На стены класса вешаются таблицы, на которые дети могут смотреть, могут их брать. На таблицах напечатаны группы слов.

Следующая таблица представляет группы однокоренных слов. Она может помочь тем детям, которые уже продвинулись в изучении частей речи. Все слова в группе образованы от одного слова, самого простого и короткого, оно, в сущности, состоит только из корня. Остальные слова образуются путем присоединения суффиксов и приставок. Через некоторое время ребенок начнет сам находить корневые слова для группы однокоренных слов. Он поймет, что это слово, содержащее основную идею, может быть существительным, прилагательным, глаголом. Что существительные, прилагательные, глаголы могут быть образованы от одного корня. В таблице представлены группы однокоренных слов, и учителю уже не надо самому их составлять. Но однажды это начнут делать за него дети.

Каждое упражнение выполняется двумя разноцветными алфавитами, что позволяет зрительно выделить корень.

 

Земля… землица, приземлиться, земляной, земляника, заземление

Великий… величина, увеличить, преувеличить, величайший

Писать… письмо, писанина, написать, переписать, выписать, письменный, записка

Учить… учитель, ученик, выучить, ученый, заучить

Добро… доброта, добренький, удобрение, задобрить

Жар… жаркий, жара, жарить, пожарить

Холод… холодный, холодильник, похолодать

Грех… грешный, грешить, грешник, прегрешение

Солнце… солнечный, солнышко, подсолнух

Праздник… праздновать, праздничный

Сеять… сеятель, посеянный, засеять, высевать

Петь… песня, запевать, песенный, песенник, припев

Вид… видеть, видный, увидеть

Плод… плодовитый, плодиться, приплод

Цвет… цветок, цветной, цвести, расцветать, расцветка

Стол… столовая, столяр, престол, столик, застолье

Труд… трудный, трудиться, труженик, потрудиться

Вода… водяной, водный, водичка, наводнение, подводный, приводниться

Упражнение с двумя алфавитами может быть и таким, к примеру: