Эксплуатация и сопровождение проекта
Рис. 3. Соотношение разработки и испытаний по этапам проектирования ИС
Рис. 2. Относительные затраты на обнаружение и исправление одной ошибки
Рис. 1. Факторы успеха проекта внедрения
Внедрение информационной системы
Внедрение, эксплуатация и сопровождение информационных систем
Лекция 7
ИС – представляет собой совокупность информационных технологий и бизнес-процессов. Поэтому внедрение (замена) информационной системы оказывается серьезным преобразованием, зачастую затрагивающим разнообразные сферы деятельности предприятия – реинжинирингом бизнес-процессов. Как следствие, во многих случаях оно становится сложным и болезненным процессом, а зачастую непреодолимым препятствием по реализации ИТ проекта.
Проблемы, возникающие при внедрении системы, достаточно хорошо изучены. В настоящее время созданы эффективные методики их решения, объединенные в соответствующих стандартах (методологиях). Определены факторы успеха внедрения ИС.
На стадии «Внедрение проекта» проводятся подготовка и постепенное освоение разработанной проектной документации ИС заказчиками системы. В процессе выполнения работ на этой стадии осуществляется выявление частных и системных (принципиальных) недоработок проектного решения.
Внедрение может осуществляться с использованием следующих методов:
• последовательный метод, когда последовательно внедряется одна подсистема за другой, и одна задача следует за другой задачей;
• параллельный метод, при котором все задачи внедряются во всех подсистемах одновременно;
• смешанный подход, согласно которому проектировщики, внедрив несколько подсистем первым методом и накопив опыт, приступают к параллельному внедрению остальных.
Недостатком первого подхода является увеличение длительности внедрения, что ведет за собой рост стоимости проекта. При использовании второго подхода сокращается время внедрения, но возникает возможность пропуска ошибок в проектной документации, поэтому чаще всего используют смешанный метод внедрения проекта ИС.
Внедрение проекта осуществляется в течение трех этапов:
• подготовка объекта к внедрению;
• опытное внедрение;
• сдача проекта в промышленную эксплуатацию.
Первый этап - «Подготовка объекта к внедрению». На этом этапе осуществляются следующие операции:
• изменяется организационная структура объекта (предприятия);
• набираются кадры соответствующей квалификации в области обработки информации и эксплуатации системы и сопровождения проектной документации;
• производится оборудование помещений под установку вычислительной техники;
• выполняются закупка и установка вычислительной техники с периферией;
• в цехах, отделах устанавливаются средства сбора, регистрации первичной информации и передачи по каналам связи;
• осуществляется установка каналов связи; проводится разработка новых документов и классификаторов;
• осуществляется создание файлов информационной базы с нормативно-справочной информацией.
На вход этого этапа поступают компоненты «Технического проекта» в части «Плана мероприятий по внедрению», решения по техническому и информационному обеспечению, технологические и инструкционные материалы «Рабочего проекта». В результате выполнения этапа составляется «Акт готовности объекта к внедрению» проекта ИС. Затем формируется состав приемной комиссии, разрабатывается «Программа проведения опытного внедрения» и издается «Приказ о начале опытного внедрения».
Второй этап - «Опытное внедрение». На этом этапе внедряются проекты нескольких задач в нескольких подсистемах. В процессе опытного внедрения выполняются следующие работы:
• подготовка исходных оперативных данных для задач, которые проходят опытную эксплуатацию;
• ввод исходных данных в систему и выполнение запланированного числа реализации;
• анализ результатных данных на предмет наличия ошибок.
В случае обнаружения ошибок осуществляются поиск причин и источников ошибок, внесение коррективов в программы, в технологию обработки информации, в работу технических средств, в исходные оперативные данные и в файлы с условно-постоянной информацией. Кроме того, выявляется неквалифицированная работа операторов, что служит основанием для проведения комплекса мер по улучшению подготовки кадров.
Устанавливаются следующие основные виды испытаний:
• предварительные испытания,
• опытная эксплуатация
• приемочные испытания.
При необходимости допускается дополнительно проведение других видов испытаний системы и ее частей.
Предварительные испытания проводят для определения работоспособности системы и решения вопроса о возможности ее приемки в опытную эксплуатацию. Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала ИС с эксплуатационной документацией.
Опытную эксплуатацию системы проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик системы и готовности персонала к работе в условиях ее функционирования, а также определения фактической эффективности и корректировки, при необходимости, документации.
Приемочные испытания проводят для определения соответствия системы техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки системы в постоянную эксплуатацию.
В зависимости от взаимосвязей компонентов ИС и объекта автоматизации испытания могут быть автономные и комплексные. В автономных испытаниях участвуют компоненты системы. Их проводят по мере готовности частей системы к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп взаимосвязанных компонентов (подсистем) или для системы в целом.
Для планирования проведения всех видов испытаний разрабатывается документ «Программа и методика испытаний». Разработчик документа устанавливается в договоре или ТЗ. В качестве приложения в документ могут включаться тесты или контрольные примеры.
Отладка — наиболее трудоемкий процесс проектирования. Скрытые ошибки иногда проявляются после многолетней эксплуатации системы. Полностью избежать ошибок невозможно, что обусловлено астрономическим числом вариантов работы системы. Проверить их все на правильность работы в обозримые сроки практически невозможно.
Затраты на выявление и устранение ошибок на более поздних этапах проектирования возрастают примерно экспоненциально (рис. 2.).
Исследователи насчитывают 169 типов ошибок, сведенных в 19 больших классов:
• логические;
• ошибки манипулирования данными;
• ошибки ввода-вывода;
• ошибки в вычислениях;
• ошибки в пользовательских интерфейсах;
• ошибки в операционной системе и вспомогательных программах;
• ошибки компоновки;
• ошибки в межпрограммных интерфейсах;
• ошибки в интерфейсах «Программа — системное ПО»;
• ошибки при обращении с внешними устройствами;
• ошибки сопряжения с базой данных (БД);
• ошибки инициализации БД;
• ошибки изменений по запросу извне;
• ошибки, связанные с глобальными переменными;
• повторяющиеся ошибки;
• ошибки в документации;
• нарушение технических требований;
• неопознанные ошибки;
• ошибки оператора.
Не все ошибки исходят от разработчика. По данным разных исследователей, от 6 до 19 % ошибок порождаются ошибками в документации.
Соотношение разработки и испытаний на различных этапах проектирования ИС приведено на рис. 3.
Данная цепочка лишь условно «вытягивается» в линию. Внутри нее всегда существуют возвратные циклы. Для выявления ошибок разработчики создают специальные тесты и проводят этап отладки. Если ошибок не найдено, это еще не означает, что их нет — может быть, тест оказался слишком слабым.
Методика отладки учитывает симптомы возможных ошибок:
• неверная обработка (неправильный ответ, результат) — до 30 %;
• неверная передача управления — 16 %;
• несовместимость программ с используемыми данными — 15%;
• несовместимость программ по пересылаемым данным — до 9%.
При разработке отладочных заданий решаются следующие задачи:
• составление тестов;
• выбор точек, зон и маршрутов контроля;
• определение перечня контролируемых величин и порядка фиксации их значений;
• задание порядка тестирования;
• оценка достоверности и трудоемкости отладки.
Отлаживаемая программа должна хотя бы один раз проработать по каждой ветви алгоритма и при этом присвоить переменным ряд значений, захватывая границы диапазона, несколько значений внутри него, нулевые значения и особые точки (если есть). Для специализированных систем разрабатывают специальные языки отладки. Они могут содержать относительно небольшое число команд (20—30) с дополнительными настроечными параметрами для решения следующих задач:
• управления выводом;
• моделирования процесса исполнения отлаживаемой программы;
• выдачи состояния компонент памяти в процессе исполнения программ;
• проверки условий достижения определенных состояний в процессе исполнения программы;
• установления тестовых значений исходных данных;
• осуществления условных переходов в тестировании в зависимости от результатов исполнения других макрокоманд или различных тестов;
• выполнения служебных операций по подготовке программы к тестированию.
После устранения ошибок получают «Акт о проведении опытного внедрения», который служит сигналом для начала выполнения следующего этапа.
На третьем этапе «Сдача проекта в промышленную эксплуатацию» используют следующую совокупность документов:
• договорная документация;
• «Приказ на разработку ИС»;
• ТЭО и ТЗ;
• исправленный «Техно-рабочий проект»;
• «Приказ о начале промышленного внедрения»;
• «Программа проведения испытаний»;
• «Требования к научно-техническому уровню проекта системы».
В процессе сдачи проекта в промышленную эксплуатацию осуществляются следующие работы:
• проверка соответствия выполненной работы договорной документации по времени выполнения, объему проделанной работы и затратам денежных средств;
• проверка соответствия проектных решений по ИС требованиям ТЗ;
• проверка соответствия проектной документации ГОСТам и ОСТам;
• проверка технологических процессов обработки данных по всем задачам и подсистемам;
• проверка качества функционирования информационной базы, оперативности и полноты ответов на запросы;
• выявление локальных и системных ошибок и их исправление.
Кроме того, приемная комиссия определяет научно-технический уровень проекта и возможности расширения проектных решений за счет включения новых компонентов. В результате выполнения работ на данном этапе осуществляется доработка «Техно-рабочего проекта» за счет выявления системных и локальных ошибок и составляется «Акт сдачи проекта в промышленную эксплуатацию».
На стадии «Эксплуатация и сопровождение проекта» выполняются следующие этапы:
• эксплуатация проекта;
• сопровождение и модернизация проекта.
На этой стадии решается вопрос о том, чьими силами (персоналом объекта-заказчика или организации-разработчика) будут осуществляться эксплуатация и сопровождение проекта, и в случае выбора второго варианта заключается «Договор о сопровождении проекта».
В процессе выполнения этапа «Эксплуатация проекта» осуществляются исправления в работе всех частей системы при возникновении сбоев, регистрация этих случаев в журналах, отслеживание технико-экономических характеристик работы системы и накопление статистики о качестве работы всех компонентов системы.
На этапе «Сопровождение и модернизация проекта» выполняется анализ собранного статистического материала, а также анализ соответствия параметров работы системы требованиям окружающей среды. Анализ осуществляет создаваемая для этих целей комиссия. Результаты анализа позволяют:
• сделать заключение о необходимости модернизации всего проекта или его частей;
• определить объемы доработок, сроки и стоимость выполнения этих работ с целью получения «Техно-рабочего проекта», прошедшего модернизацию.
В случае выявления факта морального старения проекта комиссией принимается решение о целесообразности проведения его утилизации или разработки нового проекта для данного объекта.