Бизнес-план и его роль в принятии решений.

В условиях рыночной экономики без грамотно организованной предпринимательской деятельности очень рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и т.п. Планирование деятельности предприниматель осуществляет в форме разработки бизнес-плана. Бизнес-план - это план осуществления бизнес-операции или действий предпринимательской организации (индивидуального предпринимателя).

Цель разработки бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность предпринимателя на ближайшую и более отдаленную перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Задачи бизнес-плана:

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели предпринимательской организации, стратегию и тактику их достижения;

• определить конкретные направления деятельности, целевые рынки и место предпринимателя на этих рынках;

• обосновать ассортимент и определить параметры 'товаров и услуг, которые будут предложены потребителям;

• оценить уровень производственных и торговых издержек;

• определить перечень маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж;

• оценить финансовое состояние предпринимательской организации и соответствие имеющихся материальных и финансовых ресурсов возможностей достижения поставленных целей ( 60).

В бизнес-плане обосновываются основные параметры предпринимательской организации, анализируются проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться, и определяются способы их решения. Бизнес-план в конечном итоге должен ответить на вопросы: стоит ли вкладывать деньги в реализацию предпринимательской идеи, где их взять и окупятся ли затраты. Отсутствие у предпринимателя плана действий вынуждает его импровизировать, идти на риск, что нередко сопряжено с большими непредвиденными затратами. Грамотно же составленный бизнес-план страхует его от непредвиденных ситуаций на рынке и выступает одним из важнейших условий успешной предпринимательской деятельности.

Бизнес-план может разрабатываться как на достаточно длительный период, так и на один год, как для вновь создаваемой, так и действующей организации или индивидуального предпринимателя. В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес-план может разрабатываться в различных модификациях: по бизнес-линиям ( продукция, работы, услуги, технические решения), по организации в целом (новой или уже действующей); бизнес-план может быть нацелен как на развитие организации, так и на ее финансовое оздоровление; направления развития могут предусматриваться как для всей организации, так и для ее отдельных подразделений, ( 61)

Функции бизнес-плана:

1. Разработка бизнес-плана позволяет обосновать концепцию бизнеса, тщательно проанализировать предпринимательскую идею, проверить ее разумность и реалистичность. Это дает возможность еще до начала предпринимательской деятельности либо отказаться от практической реализации идеи, либо, в случае ее принятия, проработать все стратегические вопросы.

2. Бизнес-план помогает предпринимателю оценить фактические результаты деятельности. Когда они отклоняются от плановых, можно установить, насколько эти отклонения благоприятны или нежелательны и наметить программу дальнейших действий.

3. Бизнес-план предназначен для обоснования инвестиций и получена заемных денежных средств. Большинство инвесторов и других кредиторов не будут вкладывать деньги в бизнес, пока не получат oт предпринимателя грамотно разработанный бизнес-план.

Исходя из функций, которые выполняет бизнес план, определяется круг лиц, для которых он предназначен.

1. Бизнес-план нужен прежде всего самому предпринимателю. Разработка бизнес плана позволяет ему определить:

• жизнеспособность организации в условиях конкуренции, критически оценить свои силы и возможности;

• ориентиры, в соответствии с которыми предприниматель будет действовать, особенно на этапе становления организации;

• возможности получения предпринимателем финансовой помощи от внешних инвесторов;

• бизнес-план дает предпринимателю объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на
рынок, ценах, ожидаемой прибыли, финансовых и экономических результатах деятельности.

2. Важное значение бизнес-план имеет для инвесторов и кредиторов.
Предпринимателя, обратившегося за ссудой в банк или к потенциальному инвестору со своими идеями без готового бизнес-плана, не воспримут всерьез и никаких дел с ним иметь не будут.

3. Бизнес-план представляет интерес для персонала организации. Учредители и наемные работники могут оценить уровень ожидаемого личного дохода и гарантии сохранения рабочего места.

Бизнес-план по своему назначению содержанию является перспективным документом. Он призван определит курс, которого должен придерживаться предприниматель в течение определенного периода времени. Поэтому план разрабатывают обычно на 3-5лет, иногда он охватывает период продолжительностью свыше 5 лет.

Срок действия бизнес плана зависит от масштабов деятельности предпринимателя. Нет смысла разрабатывать его на 5 лет для небольшой мастерской по ремонт сельскохозяйственной техники. В то же время для крупной организации очень важно четко определить потенциальные рынки сбыта и объем производства на возможно боле длительный срок - это обеспечит устойчивость ее развития.

Главное внимание в плане уделяется деятельности предпринимателя в предстоящие 12 месяцев. Поэтому для первого года основные показатели плана приняло разрабатывать помесячно. Для инвесторов это означает, что уже в начале деятельности предприниматель имеет сформировавшийся портфель заказов, а потому предоставление кредитов его организации связано с меньшим риском. По мере убывания точности прогноза показатели плана для второго года рассчитываются поквартально, для третьего и последующих лет - в целом на год.

Субъекты разработки бизнес-плана представлены на е 62. Серьезные инвесторы требуют, чтобы бизнес-план предоставлялся им лично руководителем организации, что требует активного участия руководителя в разработке плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Включаясь в разработку бизнес-плана предприниматель моделирует свою будущую деятельность, проверяя и свой замысел, и свои силы и возможности.