Закон 99.

Тозефоф к талмуду Санхедрин 74б.

Тозефоф к талмуду Кетубоф Зб.

Талмуд Иебамоф 98а.

Талмуд Киддушин 68а.

Закон 98.

1“Когда еврей женился на акумке, тогда ему следует дать 39 ударов и брак считать недействительным,2 а Беф-дин (раввинское присутствие) обязан, сверх того, подвергнуть его анафеме. Даже когда еврей женился на еврейке, то, буде сия последняя стала акумкой, ему дозволено взять себе другую жену, без предварительного производства о разводе, потому что акумы должны быть рассматриваемы не как люди, а как лошади”.

1 Шулхан-арух, Эбен га'эцер 16,1; взято из талмуда Абода зара, 36; далее -там же 44,8; взято из талмуда Киддушин, 66.

2 Шулхан-аруха, Иоре де'а 334,43 (ст. 4).

Эбен га'эцер 16,1.

“Еврей, женившись на акумке, или еврейка, вышедшая за акума, получает 39 ударов, по закону, потому что сказано: “Не вступай с ними в родство” (Второзак. VII, 8).

Эбен га'эцер 44,8.

“Когда еврей женится на акумке либо на рабыне, тогда (брак) ничтожен, потому что они неспособны (к браку); и также (брак) ничтожен, если акум или раб женится на еврейке”.

“Откуда мы это знаем? Рабб Гуна говорит: “В писании сказано: “Останьтесь вы здесь с ослом” (Бытие XXII, 5), (т.е.) с народом, который равен ослу. Отсюда мы видим, что они неспособны к браку”.

“Тора сделала его детей свободными1 от него,2 потому что сказано: “у которых плоть - плоть ослиная и похоть, как у жеребцов”.3 (Иезекилия XXIII, 20).

1 По закону, нет никакого родства среди акумов (ср. зак. 88 и 96); нет его даже между их близнецами (ср. Хошен га-мишпат 33,11).

2 Как акума, прежде чем он стал евреем.

3 В Св. Писании эти слова относятся к блудодейным египтянам.

“Его (акума) семя рассматривается как семя скотин”.

“Concubitus akum - то же, что concubitus bestiae”.

Как доказывают это и другие места (Талмуда и Шулхан-аруха), Израиль имеет все основания не жаловаться на добавленную Юстусом мотивировку закона. Что же касается проклятия, то ср. Иоре де'а 334,43, ст. 4.

1“Когда у еврея умрёт член его семейства, по которому следует горевать, тогда, в течение семи дней, ему нельзя оставлять своего дома и даже (у себя дома) нельзя вести дела с целью наживать деньги. Но когда ему представляется случай ростовщичествовать с акумом, тогда разрешается выходить из дома и прерывать траур, потому что это - доброе дело, которого упускать не следует, так как в будущем может и не представится подобного случая”.

1 Шулахн-арух, Иоре де'а 380,7; взято из талмуда Мо'эд Катан, 11.

Иоре де'а 380,3.

“Наравне с тем, что ему (скорбящему по покойнику) воспрещено совершать работу, запрещается и торговать либо ходить с предметами торговли из одного города в другой”.

Иоре де'а 380,5.

“Запрещено совершать свою работу и через других, (Хага): даже через акума, исключая когда есть что-нибудь, чего он (скорбящий) мог бы лишиться, потому, что разрешается делать через других (то), чего можешь лишиться”.

(Хага): “И некоторые добавляют, что, когда он не может сделать через других, а это есть нечто (такое), чего он мог бы лишиться, (тогда) дозволяется скорбящему сделать и самому”.

Иоре де'а 380,7.

“За проценты, через других, дозволено ссужать таким акумам, которые у него (скорбящего) обыкновенно берут (деньги взаймы), потому что это такое дело, которого он мог бы лишиться”.

Относительно текста в “Еврейском Зерцале” надо заметить, что в дни траура еврею дозволено ссужать за проценты не всяким акумам, а только тем, с которыми он уже раньше делал дела.

Ограничение “через других” не имеет здесь ровно никакого значения, потому что, когда у еврея нет никого иного, тогда все необходимое дозволяется исполнять и ему самому (380,5 Хага). Причина, указанная в конце закона, добавлена самим Юстусом. Впрочем, по поводу выражения “доброе дело”, смотри закон 16.