Физиологические механизмы эмоций и чувств.

В дальнейшем изложении мы будем различать понятия эмоция и чувства.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источ­ник эмоций — объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвен­ным удовлетворением потребностей человека — как простейших; органических, так и потребностей, обусловленных его обществен­ным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удоволь­ствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудоволь­ствие, горе, печаль, ненависть).

Каждый чело­век по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений — изменяется ритм дыхания, деятель­ность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие

деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изме­нения в организме. Положительное эмоциональное состояние по­вышает работоспособность, унижает утомляемость человека. Да­же утомленный человек в ходе сильных положительных эмоцио­нальных переживаний приобретает способность достаточно энер­гично и продуктивно действовать. Положительные эмоциональные переживания всегда связаны со значительным подъемом жизнен­ного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональ­ные переживания связаны с такими изменениями в организме, ко­торые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособ­ности. Вот почему все, что усваивают школьники на уроке в со­стоянии воодушевления, подъема, при наличии положительных чувств, понимается лучше, запоминается прочнее и надолго, т. е. учебная деятельность проходит с наибольшей продуктивностью.

В последние годы ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы «центрами страдания» и «центра­ми наслаждения». Животным (крысам, а потом и обезьянам) в эти центры вживляли электроды. Электроды соединялись со слабым источником тока, который можно было включать, нажав на педаль. Животные выучивались нажимать на педаль и таким образом включать ток, идущий к ним в мозг. От раздражения «центров страдания» животные сразу же активно отказывались, убегали, причем все их реакции свидетельствовали о том, что они испытывают страдание. «Центры наслаждения» животные раздражали, беспрерывно нажимая на педаль много часов подряд, отказываясь от воды и пищи, вплоть до полного изнеможения. Раздражение током других центров подкорки вызывало приступы безудержного гнева и ярости у животных, которые моментально успокаивались, как только прекращалось это раздражение.

В целях лечения практику­ется введение тончайших электродов в отдельные участки и че­ловеческого мозга. При раздражении одних зон люди сообщают о возникновении у них приятных ощущений общего удовлетворе­ния, а также подъема, бодрости, немотивированной радости. При раздражении других зон больные говорят о чувствах трево­ги, беспокойства, угнетения, иногда беспредметного страха. Пока еще роль указанных центров в общей эмоциональной жизни че­ловека не вполне ясна.

Что касается физиологических механизмов чувств, то в осно­ве их лежат стойкие системы связей в коре, в образовании которых решающую роль играет у человека вторая сигнальная система. Вторая сигнальная система очень влияет и на проте­кание эмоций, она может сдерживать их проявление, что откры­вает возможность человеку управлять своими эмоциями и чувст­вами.