Международное право как источник международного частного права

Национальное право как источник международного частного права

 

Национальное право является основным и первостепен­ным источником МЧП как отрасли именно национального права. Основную роль в создании норм МЧП играют нацио­нальные законы. На первом месте стоят те национальные законы, которые специально предназначены для регули­рования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом (специальные законы о МЧП, инвестиционное законодательство, законодательство о налогообложении ино­странных лиц, о компенсационных соглашениях). Однако при этом не следует забывать, что основным законом любого государства (и, соответственно, главным источником всего национального права) является Конституция этого государ­ства. Говоря об источниках российского МЧП, прежде всего, следует упомянуть Конституцию. Конституция устанавливает только самые общие нача­ла регулирования международных гражданских отноше­ний. Конкретные вопросы правовой регламентации содержатся в специальных федеральных законах.

Подзаконные акты, ведомственные инструкции, ненормативные акты министерств и ведомств РФ также являются источниками российского МЧП. Разумеется, все перечисленное законодательство, так же как подзаконные акты и ведомственные инструкции, в целом не может счи­таться источниками российского МЧП. Речь идет о содер­жащихся в них отдельных нормах, главах и разделах, спе­циально посвященных регулированию частно-правовых отношений с иностранным элементом.

 

 

Международно-правовыми источниками МЧП выступа­ют международный договор, международный обычай, МКП. Международный договор имеет важное значение, как источник МЧП. Между договорами в области МПП и МЧП есть существенные различия. Создателем (субъектом) и ад­ресатом норм международных соглашений в МПП одновременно выступает само государство. Государство создает нормы МПП, самому себе их адресует и на себя же возла­гает ответственность за их нарушение. Нормы междуна­родных соглашений, регулирующих отношения в сфере публичного права, как правило, не являются само исполни­мыми. Они адресованы государству в целом и не могут быть применены в национальном праве без издания специ­ального внутригосударственного акта, конкретизирующего такие нормы и приспосабливающего их для действия в на­циональном праве. Создателем (субъектом) норм международных соглаше­ний, регулирующих проблемы МЧП, также является госу­дарство. Независимо от предмета регулирования любое межгосударственное соглашение входит в сферу МПП. Однако подавляющее большинство международных кон­венций, посвященных регламентации частноправовых воп­росов, адресовано не государству в Целом, а его национальным правоприменительным органам, физическим и юридическим лицам. Такие международные договоры со­держат в основном само исполнимые нормы, т.е. конкрет­ные и завершенные, уже полностью приспособленные для непосредственного действия в национальном праве. Для имплементации норм такого международного договора во внутреннее право не нужно издания специальных законов, а достаточно ратификации договора или его подписания. Все международные соглашения по вопросам МЧП содержат и обязательства государств в целом. Однако поскольку нормы подобных договоров адресованы национальным участникам гражданских правоотношений, то имеется прямая возмож­ность непосредственного применения норм международных договоров в национальных судах и арбитражах. Международные договоры, регулирующие вопросы МЧП, составляют в международном праве целую систему. Большинство таких договоров - двусторонние договоры (о правовой помощи по гражданским, семейным и уголов­ным делам, консульские конвенции, договоры о торговле и мореплавании, торговом судоходстве). Наибольшее зна­чение для международного сотрудничества имеют, естест­венно, не двусторонние, а универсальные международные соглашения, устанавливающие единообразное правовое ре­гулирование на глобальном уровне. В настоящее время раз­работана целая система универсальных конвенций, регули­рующих отношения практически во всех областях МЧП. Основной недостаток большинства таких соглашений - их недостаточно представительный характер, например, в Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. участвуют всего около 100 госу­дарств мира.