Дополнительный материал для рефлексии

Заключение

Из выше изложенного, мы можем сделать следующие выводы:

Автономное существование человека в природе –это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

Вынужденная автономия –это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Основными причинами, приводящими человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях являются:

1. Чрезвычайные ситуации природного характера – это стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды:

а) резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.);

б) потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции;

в) потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

Благоприятный исход автономного существования зависит от умения человека выживать. Независимо от типа местности, где находится человек, шансы на его выживание зависят от следующих факторов: желания выжить, умения применять имеющиеся знания, строго выполнять правила пребывания в той или иной местности, рассудительности и инициативности, дисциплинированности и умения действовать по плану, способности анализировать и учитывать свои ошибки.

Задача обучения выживанию – добиться максимального сближения идеального с реальным. Эффективность же обучения зависит в первую очередь от того, насколько прочно будут закреплены во время тренировок знания, приобретенные на лекциях, беседах, аудиторных и групповых занятиях по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Вопросы автономного существования нашли отражение во многих современных программах и учебных пособиях по ОБЖ, но наиболее полно и доходчиво он изложен, например, в программах В.Н. Латчука, С.М. Миронова, С.Н. Вангородского, составленной с учетом требований стандарта основного общего образования.

А сейчас я вам расскажу одну историю, которая случилась с двумя мальчиками 9 – ти лет.

Почти у каждого народа есть сказка о том, как злодей заводит якобы по грибы – ягоды в лес маленьких детей и оставляет их там, на верную гибель. Но дети сказочным образом находят дорогу домой, и все кончается благополучно. В далекой Вологодской области похожая на сказку история приключилась на самом деле. Двое девятилетних мальчишек пошли в лес с 56 – летним дедушкой. Но в лесу дедушка скончался от сердечного приступа. Дети пробыли в почти непроходимом болотистом лесу с волками, медведями и ядовитыми грибами и ягодами десять дней, но остались живы.

«Мы около двух дня до зимовки добрели, там сели отдохнуть, - тихо вспоминает Артем про любимого деда. – Ему видно плохо стало, он нам сказал, что прямо нужно все время идти – мы к дому тогда выйдем. А потом полегчало, наверно, дальше отправились. Он впереди шел, вдруг упал, закашлял сильно. Подбежали, а он уже не дышит. Это около трех дня было. Мы тогда раза три к нему возвращались, вдруг бы он встал. Испугались, конечно, и видно, не в ту сторону побежали. Кирилл предлагал в разные стороны пойти, но я не дал, сказал, что скучно будет порознь. В первую ночь страшно ночевать в лесу было, шорохи, запахи, сырость да грязь. Но ничего, раз переночевали, а там привыкли. В лесу мы ели ягоды: смородину, малину, голубику, чернику. Кирюша раз пытался волчью ягоду съесть, а я не дал. Она же ядовитая! А вдруг бы он насмерть отравился. А вот воду пили из болота. Дожди лили, так что водичка не застоявшаяся была, чистенькая можно сказать. И приспособились хорошо: кепкой черпали, а через козырек, как через носик у лейки, пили. Грибы не ели, что мы ненормальные, сырыми – нельзя. А чтобы не скучно было, представляли как будто на тропинке то батон колбасы, а еще лучше два батона и хлебушек появятся или, например, вареная картошка, а еще лучше жареная или даже целый арбуз!

Мы ночевали под елками – они самые пушистые деревья в лесу: под ними дождь не страшен, а вот лапник не догадались постелить, поэтому спали прямо на траве. Только друг к другу поплотнее прижмешься, тепло сразу становится. Из живности лося видели, он нас не тронул. А глухаря поймать не смогли, улетел».

Через 9 дней вышли ребята на местного жителя соседней деревни. Вернее вышел только Артем, сильно ослабевшего Кирилла вынесли к машине спасатели.

Что же помогает нам в трудных природных условиях?

Бывалые путешественники, альпинисты, космонавты и другие люди, чьи профессии связаны с автономным существованием в природе, утверждают, что очень важно уметь управлять собой. Своими мыслями и чувствами, ощущениями, вниманием, т.е. всем тем, что составляет наш внутренний мир, который называется психикой.

Может быть, вы никогда не задумывались над этим, но именно благодаря тому, что человеку свойственны психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), мы способны выжить даже в чрезвычайной обстановке.

От того, насколько точно мы воспринимаем и ощущаем окружающие предметы (величину, форму, цвет, движение, звуки) подчас зависит наша безопасность.

Итак, я предлагаю вам задание: из списка опорных слов установите взаимосвязь этих слов с психическими процессами. Работа в парах 2 минуты.

 

Строить планы  
Концентрировать Память
Сохранять  
Воспроизводить  
Впечатлять Мышление
Запоминать  
Рассуждать  
Думать Внимание
Образ  
Забывать  
Оценивать Воображение
Создавать  


Мышление – оценивать, рассуждать, думать, впечатлять, строить планы.

Внимание – концентрировать.

Память – запоминать, воспроизводить, забывать, сохранять.

Воображение – образ, впечатлять.

При помощи составленной схемы мы вышли на определение новых понятий:

Внимание – способность концентрировать свое сознание на предметах и явлениях, которые нам сейчас важны.

Память – способность запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать впечатления.

Мышление – способность всесторонне обдумать ситуацию, оценить ее и составить план действий.

Воображение – психический процесс, который заключается в создании образов, явлений, которых мы раньше не воспринимали.

А сейчас я предлагаю вам рассказать ваши истории автономного существования и ответить на вопрос: что помогло вам благополучно выбраться из этой чрезвычайной ситуации?

В это же время группа студентов будет выполнять другое задание. Карточки у вас на столе (какие личные качества соответствуют каждому психическому процессу).

 

Память, мышление Внимание Воображение
знания, логика, интеллект, умение, решительность Сосредоточенность, наблюдательность, умение переключаться Впечатлительность, изобретательность

 

Итак, ваши рассказы.

Ну что же, подведем итоги урока.

Сегодня мы выяснили, насколько помогают нам в жизни и в чрезвычайных ситуациях психические процессы.

Необходимо развивать у себя установку на выживание, а, следовательно, готовность к спокойным, самостоятельным и целенаправленным действиям для выхода из любой ЧС.

Установка на выживание включает в себя три элемента:

Осознание – я отдаю отчет о происходящем,

Оценку – я не растеряюсь,

Поведение – я вспомню все, чему меня учили, у меня все получится.

Рефлексия – что вам больше всего запомнилось на уроке; что вы предлагаете сделать в чрезвычайной ситуации?

Домашнее задание: потренируйте дома психические процессы: память и внимание.

Инструкция: Разложите на столе 15 – 20 предметов и 1 минуту внимательно их рассматривайте, накройте предметы тканью и перечислите все, что вы запомнили.

Найдите в журналах картинки, в которых нужно отыскать отличия. Найдите их.