Естественные предпосылки и источники сознания.

Наука всегда искала и продолжает искать естественные, природные предпосылки сознания. В качестве важнейшей из них предлагается свойство отражения, которое является всеобщим и присуще любым материальным объектам. С точки зрения современных научных представлений именно усложнение и качественное углубление свойства отражения, шедшие параллельно с усложнением материальных систем, в которых это свойство развивалось, привели в конечном итоге к появлению сознания. Отражение — способность одних объектов к воспроизведению в себе структур и свойств других объектов, воздействующих на первые. Отражение выступает как сторона и результат взаимодействия отображаемого и отображающего объектов. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, гистерезис, химические реакции). Отражение может быть контактным (след животного на земле) и дистантным (изображение на фотопленке). Уже в неживой природе отражение встречается в разнообразных формах, но здесь оно носит стихийный и нецелесообразный характер. В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы — ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия — безусловные и условные (инстинкты — половой, пищевой, оборонный и т.д.).

Биологическое отражение выполняет функцию регулирования взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. При этом на передний план выдвигается не вещественно-энергетическая сторона этих взаимоотношений, а информационная. Жизнь существует и развивается на основе вещественно-энергетического обмена со средой, но самоопределяется за счет получения, использования, накопления и передачи информации, как врожденно наследуемой, так и приобретаемой. В самом общем плане информацию можно охарактеризовать как передаваемую и сохраняющуюся сторону в содержании отражения и как многообразие этого содержания. Объективное значение информации выявляется только тогда, когда ее используют.

Допсихической формой отражения является раздражимость как способность живой ткани избирательно реагировать на воздействия окружающей среды и на основе соответствующей информации вырабатывать сохраняющие себя реакции. Раздражимость представляет собой исходный акт поведения живых форм, который последним исчезает и при их смерти. С возникновением простейших органов чувств и нервных клеток в актах поведения животных зарождаются зачатки психики в виде элементарных ощущений, открывающих путь к информационному освоению окружающей действительности. Психика дает животным возможность более гибкого и действенного приспособления к меняющимся условиям существования и перехода к активно-поисковому образу жизни. Одновременно развиваются и формы их видового и индивидуального поведения. На основе элементарной психики (она есть, например, у червей) зарождается более сложная перцептивная психика. Она выступает уже как целостное отражение окружающих явлений в виде восприятий и представлений, намного увеличивающих объем информации, получаемой и используемой животными. Резко увеличивается и их память. Головной мозг как центральное звено нервной системы оказывается главным материальным органом, обеспечивающим функционирование психики.

Поведение животных в целом носит инстинктивный характер. Инстинкт — это врожденная программа поведения животного, характерная для его вида, своего рода “информационный опыт” прошлых поколений, закрепленный в механизмах наследственности и передаваемый родителями своим детям. Однако опыты с высшими животными, поставленные зоопсихологами (зоопсихология — наука о психике животных), показывают, что их психика отнюдь не сводится только к инстинктам. Эти животные (особенно обезьяны, дельфины) явно обладают способностями подражания, обретения новых навыков и обучения. Наблюдения и эксперименты продемонстрировали, что обезьяны могут решать несложные задачи, например, найти обходные пути к желаемой цели, вкусной пище, разбить камнем орех, усовершенствовать палку для доставания пищи и т.п. Таким образом, можно утверждать, что высшие животные обладают элементарным интеллектом, зачатками мыслительной деятельности. А это значит, что сознание имеет свои естественные предпосылки в животном мире нашей планеты, и оно могло сложиться естественным земным путем в результате длительной эволюции.

Если у животных отражение играет активную роль, обеспечивая приспособительный тип поведения и способствуя его развитию, то социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности. Социальное отражение (сознание) — высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку. Согласно современным научным представлениям, сознание начало формироваться у животных предков человека благодаря развитию таких видов поведения и деятельности, которые у других представителей животного мира Земли либо отсутствуют, либо остались в зачаточном состоянии. К таким видам относят, прежде всего, предметно-преобразовательную деятельность и членораздельную речь, которые придали новую качественную определенность психике наших предков и намного ее усложнили. Сознание появилось как высшая форма психического отражения действительности, существующая уже на основе надбиологических, символических и логических способов получения, переработки, хранения и передачи информации. Сознание формировалось у предков не только в связи с их биологическими видоизменениями (у них развивались органы труда, речи, мышления — руки, гортань, мозг), но и в связи с их постепенным переходом от сугубо биологического способа бытия к социальному. Развитие сознания неразрывно было связано со становлением человеческого общества.

Отражение человеком действительности отличается от отражения её животными как способом, так и предметом, стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Отражение, свойственное человеку, идеально, и связано с познавательной деятельностью человека. Согласно принципу отражения результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику – оригиналу, что достигается посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение - сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям.

Теперь выделим основные источники сознания. Что детерминирует содержание сознания? Во-первых, внешний окружающий мир, включающий в себя природные и искусственные предметы, созданные самим человеком. Эти предметы отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов, несущих в себе информацию о них. Во-вторых, источником сознания выступает тело человека, и в первую очередь мозг — его биологический орган, состоящий из особых нервных клеток — нейронов, обеспечивающих через свое структурно-динамическое взаимодействие реализацию функций сознания. Мозг работает как сверхсложная система управления жизнедеятельностью человека, осуществляющая с помощью нейродинамического кодирования переработку и сохранения огромного количества информации, поступающей как из внешнего мира, так и из многочисленных внутренних органов человека. В-третьих, источником сознания является социокультурная cреда, в которую погружен каждый человек. Накопленные обществом знания, этические и эстетические установки, правовые нормы и социальные идеалы усваиваются в той или иной мере отдельным человеком и детерминируют его сознание. В-четвертых, внутренний духовный мир человека, его собственный опыт жизни и переживаний также обусловливают его сознание. Таким образом, источником сознания человека является как окружающая его реальность (объективная реальность), так и реальность, находящаяся внутри него (субъективная реальность).

 

ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ЗНАНИЯ