Психика, душа, дух.

Проблема сознания является одной из самых трудных в философии. Описать сознание, а тем более определить его природу, сущность очень трудно, поскольку оно не существует как какая-то вещь наряду с другими вещами. Но все, что воспринимается человеком как данность, обязано этим его сознанию.

В истории философии и науки проблема сознания была ареной борьбы между материалистическими и идеалистическими, научными и религиозными представлениями и теориями. Богословы всегда видели в сознании “искру” божественного духа, которая вспыхивает и горит в человеке благодаря богу. Идеалисты рассматривали сознание как изначально самостоятельную творческую сущность, лежащую в основе бытия. Материалисты же стремились вывести сознание, дух из материи, порой оценивая их как “высший цвет” материи (Ф.Энгельс). Соответственно, понятие сознания сформировалось не сразу, и философы, начиная с древних времен, использовали понятия души и духа. Душа рассматривалась как бестелесное активно-организующее начало, обитающее в теле человека, животного, растения. Дух и душа сначала не различались, но затем стало складываться представление о том, что душа выражает индивидуальную сторону внутренней жизни какого-то существа, душа – совокупность психических характеристик личности, а дух выражает ее надындивидуальную, общую и наиболее совершенную сторону, характерную для данного ряда существ, дух – ее высший, ценностно-мировоззренческий пласт. Под душой практически понимали то, что впоследствии было названо психикой (душа на греческом языке именуется “псюхе”). В науке сегодня в самой общей форме психика — это способность организма к отражению внешней и внутренней среды. Обобщая различные определения психики, надо отметить, что: а) психика — особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отображении объективной реальности в форме идеальных образов; б) психическое отражение — особая форма приспособления живых существ к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного процесса эволюции; в) возникновение психики связано с развитием жизни и усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой с появлением сигнальных связей. В ходе эволюции животных формируется специальный орган психики — нервная система, а позднее ее высший отдел — мозг, нейродинамическая деятельность которого является материальным субстратом психики; г) физиологические механизмы психических явлений нельзя смешивать и отождествлять с идеальным содержанием психики; д) психика человека качественно отлична от психики животных.

Таким образом, понятие психики шире понятия сознания, психика человека — совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, эмоций, чувств, воли, т. е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. Сознание и психика нетождественны, ибо психика человека включает в себя и бессознательные явления и процессы.