Долговременная память.

Память -запоминание сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. [Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное /Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. С. 446].

Долговременная память – это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. [Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / Козубовский В.М.. 2-е изд., перераб. и доп. – МН.: Амалфея, 2005. С.154].

Кратковременная (рабочая) память– это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на информационное содержание. [Там же С. 153].

При чтении информация поступает в кратковременную память, которая удерживает информацию от нескольких минут до нескольких секунд. После чего информация либо забывается либо если продолжать с ней работать переходит в память долговременную. Поэтому чтобы запомнить хорошо нужно повторять. Повторить прочитанное можно, рассказывая информацию кому-нибудь или перечитывая ее. Но это не рациональный приём сохранения информации в памяти.

Рациональные приёмы повторения:

1.Любая информация припоминается легче путём установления определенных связей. Обычно это смысловые связи выявляющие как общее, так и различное в запоминаемой информации.

2.Довольно быстро можно научиться выделять в текстах ключевые словесные опоры, которые остаются в активной памяти, т.е. всегда припоминаются. При первой необходимости ключевые словесные опоры извлекут из памяти все подробности, все цепочки связанных друг с другом единиц информации. Таким образом, задача состоит в том, чтобы сохранить, закрепить в памяти эти ключевые слова опоры. Для этого их надо хорошо запомнить. Решить эту проблему поможет правильно организованное повторение.

Повторениемследует считать специальную работу в предварительно изученной и проанализированной информации, проводимую с целью закрепления этой информации в долговременной памяти для того, чтобы по окончанию этой работы можно было бы с максимальной степенью точности пересказать, написать, усвоенную информацию. Именно повторение обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения информации, длительность и прочность хранения запоминаемого. Так известно, что повторение даёт разные результаты в зависимости от того как повторять. Одни повторяют всё подряд, не отделяя существенного от деталей и подробностей. Это очень неэффективное повторение. Оно требует запоминания большого объёма несущественного. Для чего тратится много сил и времени. Другие читатели при повторении фиксируют своё внимание на ключевых мыслях, выделяя для запоминания слова опоры. Такое повторение является эффективным.

Навыки рационального повторения и хорошего запоминания необходимо развивать. Иногда усвоенное ранее не припоминается совсем иными словами забыли. Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Под запоминанием понимают избирательное закрепление (запечатление) образов в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное запоминание осуществляется без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Произвольное запоминание требует волевых усилий и специально организованной деятельности. В учебной деятельности основу составляет произвольное, осмысленное запоминание. Исследователи выделили основные закономерности запоминания:

· важнейшим условием запоминания учебной информации является её понимание;

· материал, связанный с потребностями, целями и интересами обучаемого сохраняется в памяти надолго иногда вовсе не забывается;

· наиболее прочно закрепляются в памяти первые впечатления, а также знания, основанные на осознании закономерностей и причинно-следственных связей;

· забывание особенно интенсивно протекает сразу после восприятия, затем замедляется;

· быстрее всего забываются формулы, определения и описательный материал;

· во время эмоционального возбуждения и восприятие, и запоминание, как правило, слабеют, так как внимание сосредотачивается не на материале, который нужно воспринять и запомнить, а на причине эмоционального возбуждения.

Забывание -это процесс постепенного снижения возможностей воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывание может быть отнесен к одному из уровней:

· высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта;

· среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти всё написанное);

· низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.

Забывание не есть болезнь памяти, а условие её здоровья.

Условия запоминания:

1.Чем больше времени проходит с момента окончания чтения (или последнего повторения), тем в меньшем объёме припоминается имеющаяся в памяти информация.

2.Чем чаще повторялась информация, тем медленнее она забывается.

3.Чем легче информация поддаётся усвоению (интересная, очень нужная или несложная информация), тем меньше времени и усилий требуется для очередного повторения, чтобы восстановить информацию в памяти.

4.Легкая (интересная и нужная) информация «забывается» медленнее сложно (неинтересной, не нужной).

5.С каждым последующим повторением всё меньше усилий и времени нужно для припоминания ранее усвоенной информации.

6.С каждым очередным повторением информация откладывается в памяти во всё больших объёмах и глубокими связями.

7.Чем меньше времени проходит после предыдущего повторения тем меньше времени и усилий требуется для восстановления информации в памяти.

Предлагается следующий процесс повторения.

1-е повторение – через 15-20 минут после завершения чтения;

2-е повторение - через 6-10 часов после окончания предыдущего повторения;

3-е повторение – через 20-30 часов после окончания второго повторения.

Можно выделить конкретные формы,в которых проводится повторение:

· мысленное припоминание;

· повторное чтения текста, с последующим пересказа вслух кому-нибудь либо самому себе;

· повторное чтение текста с мысленным пересказом про себя;

· повторное чтение текста с последующим письменным изложением основных пунктов материала или с короткими пометками-выписками;

· выборочное прочтение материала через несколько дней;

· повторное поверхностное чтение;

· обсуждение прочитанное с кем-либо.

Следует отметить, что применениена практике усвоенного материала так способствует закреплению его в памяти и является разновидностью повторения.