Особенности развития капитализма в России
Реформа 1861 года, знаменовавшая вступление России в капиталистическую стадию развития. Однако становление капитализма в России в пореформенную эпоху проходило в условиях, когда в стране сохранились сильнейшие пережитки крепостничества, которые всячески тормозили развитие капитализма. Противоречия между развивающимся капитализмом и феодально-крепостническими пережитками непрерывно усиливались и обострялись. Но несмотря на это, Россия непрерывно развивалась по капиталистическому пути, ее хозяйство и вся ее жизнь перестраивались на капиталистический лад. Конечно, развитие капитализма в России имело свои особенности. Во-первых, промышленный переворот (переход к капиталистический отношениям) был совершен в более короткие сроки, чем в странах Западной Европы (Англия затратила около 100 лет, Франция - 70 лет), ему были свойственны высокие темпы: объём промышленной продукции увеличился в 7 раз (в Германии - в 5 раз, В Англии, Франции - 2,5 раза за 40 лет. Также он сопровождался заимствованием техники, оборудования, идей у Запада.
Во-вторых,в России при господствующих капиталистических отношениях сохранялись феодальные пережитки:
- временнообязанное положение основной массы населения;
- крестьянская община, как тормоз крестьянской инициативы;
- сильный контроль государства над экономикой.
- дворянское землевладение
- самодержавие
В-третьих,России в это время была свойственна неравномерность (или «полюсная экономика»):
- неравномерность по уровню развития капитализма в различных регионах, которая выражалась в том, что капитализм в России носил точечный характер, например: Спб., Москва и Прибалтика – высокий уровень; Средняя Азия и Закавказье к нач. XX в.только вступили на путь капиталистического развития; в Сибири капиталистический уклад практически отсутствовал (окраины использовались в качестве внутренних колоний, т.е. искусственно тормозилось развитие).
- неравномерность по отраслям: отрасли, стимулируемые правительством (тяжелая промышленность) развивались намного быстрее прочих (лёгкая промышленность и с/хозяйство).
В-четвертых, особенностью, вытекающей из предыдущей особенности, являлась многоукладность экономики: в итоге, в одно и то же время в России развивались и первобытно-общинный, и феодальный, и капиталистический уклады.
В-пятых, промышленный переворот осуществлен на основе государственных источников накопления за счет использования крепостнического труда (существовал традиционно мощный казенный сектор). Частные предприниматели получали ресурсы также за счет крепостного труда.
В-шестых, сочетание передового промышленного и финансового капитализма с отсталым сельским хозяйством;
В-седьмых,промышленный переворот сопровождался бурным строительством дорог. Если в западных странах – это был завершающий этап, то в России – важнейшая предпосылка, так как огромные территории предполагали широкое развитие транспортной системы.
Сеть железных дорог в России с 1861 по 1881 г. выросла с 1,6 тыс. км до 23,1 тыс. км. Железные дороги содействовали вовлечению в товарооборот страны все новых и новых районов, они привели к росту специализации районов и усилению торговли между ними, они упрочили связь народного хозяйства страны, в первую очередь сельского хозяйства, с мировым рынком. Все это содействовало росту товарности сельского хозяйства, усиливало разложение крестьянства.
В-восьмых,широкое использование иностранного капитала. Так как сроки периода первоначального накопления были сокращены, то требовались дополнительные вливания. Быстро усиливался приток иностранных капиталов: с 1860 по 1880 г. иностранные вложения в русские акционерные предприятия увеличились в 10 раз (с 9,7 млн. до 97,7 млн. руб.) и составили примерно 1/3 всего акционерного капитала. Преобладали английские, французские, немецкие капиталовложения1.
В начале 20 века доля иностранного капитала в инвестициях в российскую экономику составляло 20%. Это достаточно высокий показатель, однако вряд ли достаточный для того, чтобы делать вывод о господстве иностранного капитала в российской экономике. По словам Н.Верта, «приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии 1890-х гг. Однако он же наметил и его пределы: стоило в последние месяцы 1899 года произойти свертыванию европейского финансового рынка, вызванному общим подорожанием денег, как тут же наступил кризис в горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности…». Кроме этого, следует учесть, что иногда российские и иностранные капиталы настолько переплетались, что их трудно дифференцировать.
В-девятых, концентрация производства. Рост промышленности характеризовался усилением концентрации производства, увеличением фабрик с большим числом рабочих. Если общее число крупных предприятий (со 100 и более рабочими) к 1880 г. увеличилось примерно на 1/3, то число крупнейших предприятий (свыше 1000 рабочих) к этому же году увеличилось вдвое (с 42 в 1866 г. до 81 в 1879 г.). Темп роста продукции капиталистической промышленности в России за 1860-1880 гг. был более высоким, чем в Англии, Франции, Германии. Техническое перевооружение промышленности свидетельствовало, что промышленный переворот в России завершается. Ручной труд последовательно вытеснялся машиной; совершенствовались механизмы, техника и технология производства.
В социальной сфере также имелись свои особенности.
Во-первых, в России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13 - 14-часовой рабочий день. Отличие в положение российских рабочих от западноевропейских состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки общины.
Во- вторых, формирование российской буржуазии также имело свою особенность, обусловленную тем, что 1) капиталы, необходимые для создания производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями (казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения). 2) длительное время "молодая" российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. 3) многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян. Постепенно складывались династии российской буржуазии - Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы и др. 4) Российская буржуазия была слабо защищена в правовом отношении (отсутствие политической стабильности. 5)*Долгое время буржуазия не имела политических прав.
Значительное продвижение по пути развития промышленного капитализма происходит в годы руководства министерством финансов, а затем премьерства графа С. Ю. Витте.
С.Ю Витте
Первые реформы Витте связаны с переориентацией на защиту национальной промышленности. От иностранной конкуренции отечественную промышленность ограждал таможенный тариф. Витте проводил политику протекционизма. Таможенные пошлины защищали отечественных производителей, поощряя здоровую конкуренцию и конкурентоспособность российских производителей. Вводя поощрительные премии на экспорт продукции, изменяя ставки таможенных пошлин и создавая благоприятные условия в различных отраслях производства, государство добивалось активного торгового баланса. В целом, по инициативе Витте, были повышены пошлины на импорт товаров, но устранены практически все препятствия для ввоза иностранного капитала. В 1893–1901 гг. ежегодно открывались в среднем 20 иностранных компаний с капиталом 36 млн рублей.
В результате товарное производство стало господствующей формой во всех отраслях хозяйства. Товаром стала и рабочая сила. Промышленность и часть сельскохозяйственного производства были основаны на использовании рабочей силы. С 1865 по 1890 год число фабрично-заводских и железнодорожных рабочих увеличилось в два раза — с 706 тыс. до 1438 тыс. человек. Широкое распространение наемного труда являлось важнейшим показателем развития капитализма в стране.
Крупной заслугой С. Ю. Витте была удачно проведенная денежная реформа 1895–1897 гг., в ходе которой был осуществлен переход к золотому стандарту рубля и свободному размену кредитных билетов на золото. В результате была создана надежная система денежного обращения, без которой невозможно успешное функционирование рыночной системы. Немаловажным является и укрепление доверия иностранных инвесторов к обеспеченному золотом рублю.
Промышленная политика С. Ю. Витте включала прямое субсидирование предприятий, предоставление предпринимателям налоговых льгот. Источником средств для всех мероприятий, включая накопление золотого запаса, являлось усиление фискальной эксплуатации сельского хозяйства. Политика «не доедим, но вывезем» заканчивалась голодом в неурожайные годы. С именем С. Ю. Витте связано восстановление казенной винной монополии, ставшей основным источником доходов бюджета.
Непрерывно росло городское население, концентрируясь в крупных городах. С 1863 по 1883 год городское население выросло — с 6 млн. почти до 10 млн. человек. Если в 1863 году в городах с населением в 50 тыс. человек и более проживал 27% городского населения страны, то в 1885 году в них проживал 41% всего городского населения.
Широкое развитие получила организация системы кредита банка, акционерных обществ, являющаяся необходимым условием капиталистического преобразования народного хозяйства. Наряду с Государственным банком, учрежденным в 1860 году, появились и непрерывно росли частные банки, общества взаимного кредита, акционерные общества и т. д. С 1864 по 1873 год возникли 39 частных коммерческих банков, 242 городских общественных банка и 54 общества взаимного кредита. Вклады всех коммерческих банков за 15 лет (с 1864 по 1879 г.) выросли почти в четыре раза, а сумма выданных ссуд увеличилась за эти же годы в 27 раз. Растет сеть сберегательных касс: в 1881 году их было 76, в 1893 году уже — 2439, а сумма вкладов — 250 млн. руб.
Бурно развивалась промышленность. Наряду со старыми промышленными районами -Центрально-промышленный район, Польский регион, Урал, - к концу XIX в. были созданы новые - Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. Особенно бурно развивались новые отрасли производства: электроиндустрия, тяжёлое машиностроение,химическое производство, железнодорожный транспорт. За 90-е гг. добыча угля в стране увеличилась в 3 раза, нефти - в 2,5 раза. В 1895 г. Россия стал крупнейшим мировым производителем нефти. В 2 раза в стране выросла сеть железных дорог.
Наиболее развитой в капиталистическом отношении еще в дореформенное время была хлопчатобумажная промышленность. В начале 60-х годов она в связи с нехваткой хлопка, ввозившегося из США, где происходила гражданская война, пережила временный кризис. Но с середины 60-х годов начинается стремительный подъем: потребление хлопка к 80-м годам увеличивается почти в 4 раза. Крупные фабрики в хлопчатобумажной промышленности заняли ведущее место, главным районом которой оставался центр Европейской России (в особенности Московская и Владимирская губернии), а также Петербургская губерния.
Большие успехи сделала свеклосахарная промышленность. Она увеличила свою продукцию с 1862 по 1880 г. с 1,9 млн. пудов до 12,5 млн. пудов. Свеклосахарная промышленность развивалась на Украине и в черноземных губерниях Европейской России.
Но наиболее характерным для капиталистического развития страны надо считать производство средств производства.
Огромный рост горного производства на Юге происходит на базе явного превосходства этого района в применении паровых машин. Так, за 1877—1893 гг. число паровых машин в горном производстве Урала увеличилось в 2,5 раза, а на Юге — в 6 раз.
Значительное развитие получает выплавка стали. Если в 1870 г. собственных стальных рельсов Россия еще не выпускала, то в 1884 г. в России их было выпущено 220 тыс. т.
Сравнивая темпы роста металлургии в России за указанный период с максимальными темпами развития металлургии в других капиталистических странах, В. И. Ленин констатировал, что для достижения такого же темпа роста выплавки чугуна, какой был в России за указанные 10 лет, старой капиталистической Англии понадобилось 22 года, США — 23 года, Франции — 28 лет.
Совершенствуется технология металлургического производства: на Юге всё заводы работают на коксе, вводится горячее дутье в домнах, на всех заводах Юга развивается сталеплавильное производство по новейшим методам.
В рассматриваемый период исключительно мощное развитие получила нефтяная промышленность России, Добыча нефти увеличилась с 605 тыс. т в 1880 г. до 4 млн. т в 1890 г. В 1882 г. в русской нефтяной промышленности вводится наиболее прогрессивный метод перегонки сырой нефти перегретым паром.
После сооружения нефтепровода Баку — Батум начинается вывоз русских нефтяных продуктов за границу. Русский керосин начинает завладевать рынками Турции, Персии (Иран), Китая, Японии, Индии. Экспортируются русские нефтяные масла. Однако конкурентоспособность русских нефтяных продуктов на мировом рынке снижалась вследствие отсутствия собственного наливного флота.
Заметные успехи достигнуты были в России в 80-х годах в машиностроении. Ведущее место в металлообработке вообще и в машиностроении в частности занимал Петербург и его окрестности. Металлообрабатывающая промышленность столицы стимулировалась развитием отечественного машиностроения, главным образом транспортного, строительством железных дорог. Это строительство было связано в основном с правительственными заказами. В Петербурге развивалась также электротехническая промышленность. Заводы в этой отрасли были наиболее технически совершенными.
Велико было значение и Петербургского порта, через который ввозились и вывозились различные товары. Осваивается производство водотрубных паровых котлов на Путиловском, Коломенском, Сормовском заводах, локомобилей на Людиновском заводе, крупных двигателей (до 1000 л. с.) на Московском заводе Гужона и др. Начинается массовый выпуск двигателей на заводах Нобеля в Петербурге и Баку, Москве, паровых насосов для нужд железных дорог, шахт и нефтяной промышленности.
Русское машиностроение в 80-х годах было уже в состоянии самостоятельно обеспечить машинами первые городские водопроводы в России — Нижнем Новгороде, Самаре, Рыбинске, Царицыне, Туле.
В 1887 г. начал работать основанный на акционерных началах Шуйский механический завод, выпускавший отечественные ткацкие станки. Текстильные машины выпускались также заводами в Москве, Ярославле, механическими мастерскими в Орехове.
Получило дальнейшее развитие сельскохозяйственное машиностроение — производство плугов в Рязани, Москве, Бердянске, Александровске (Запорожье). Жатвенные машины и буккера (многокорпусные пахотные орудия) выпускались заводами в Херсоне, Елизаветграде, Туле. Говардовский завод в Калужской губернии выпускал различного типа бороны. Появились оригинальные сельскохозяйственные машины русских конструкторов — почвоуглубитель Бажанова, распашники Ржевского, запашники Менцеля, полольники Сиберальского и др.
Распространение машинного производства имело место и в других отраслях промышленности. В числе крупнейших хлопчатобумажных предприятий на первом месте была Кренгольмская мануфактура близ города Нарвы, Никольская мануфактура Саввы Морозова во Владимирской губернии. Почти половина суконных предприятий России имели механические двигатели.
Однако отечественное машиностроение продолжало значительно отставать от потребностей развивающейся промышленности. Ввоз иностранных машин для всех отраслей промышленности превышал собственное производство.
Вслед за промышленным подъемом второй половины 90-х годов наступил кризис 1900—1903 годов. Промышленный кризис начала 1900-х годов имел мировой характер, но в России он был особенно глубоким и длительным. В связи с мировым кризисом приток иностранных капиталов в Россию резко уменьшился. К этому времени строительство Сибирской железной дороги в основном было закончено. Правительственные заказы промышленности сократились. Неурожай 1901 года вызвал голод в деревне и еще более сократил внутренний рынок для промышленности. Особенно пострадала от кризиса русская металлургия. Выплавка чугуна пала с 176,8 в 1900 году до 149,4 млн. пудов в 1903 году. За годы кризиса закрылось до 3000 предприятий и было уволено свыше 100 тыс. рабочих. Обычно рабочие, связанные с деревней, возвращались во время безработицы в свои хозяйства, но теперь, во время голода, вызванного неурожаем 1901 года, толпы крестьян в поисках заработка шли из деревни в город.
Кризис усилил концентрацию в русской промышленности. Мелкие предприятия закрывались и переходили к более мощным фирмам. В годы кризиса развернулось синдицирование русской промышленности. В 1902 году был основан крупнейший синдикат в России — Первое акционерное общество для продажи изделий русских металлургических заводов (Продамет). В 1903 году организовались синдикаты: машиностроительных заводчиков Харькова, трубопрокатных заводов, гвоздильно-проволочных заводов Польши и др. В угольной промышленности возникли Акционерное общество донецкого минерального топлива и синдикаты углепромышленности Урала и Домбровского бассейна в Польше. В легкой промышленности образовался синдикат петербургских фабрик полотна. В 1904 году в России насчитывалось уже более 30 синдикатов.