ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА КАДРОВ
ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ
АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА,
Персонал представляют собой важнейший ресурс предприятий авиационного транспорта, от качества и эффективности работы которого во многом зависят результаты деятельности предприятий.
В зависимости от характера деятельности персонал предприятия подразделяется по профессиям, специальностям и уровням квалификации.
Профессия – это особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.
Специальность – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.
Квалификация – степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.
Все работники предприятий гражданской авиации в зависимости от выполняемой работы классифицируются по группам (категориям): летно-подъемный состав (ЛПС), инженерно-технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал (МОП), ученики.
К основным задачам управления персоналом (деятельности отдела кадров) относятся:
– обеспечение подразделений квалифицированными кадрами;
– создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;
– совершенствование форм и способов оплаты труда, мотивации персонала;
– создание условий для повышения квалификации и профессионального роста;
– формирование благоприятного морально-психологического климата;
– участие в разработке организационной стратегии предприятия.
Одна из основных функций отдела кадров – профессиональная подготовка работников предприятия. На практике распространены следующие виды обучения:
– без отрыва от производства в специализированных учреждениях;
– с отрывом от производства в специализированных учреждениях;
– через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;
– самообразование без аттестации;
на рабочем месте.
Потребность в обучении может возникнуть на различных уровнях (на предприятии, подразделении, на рабочих местах). В конце обучения проводится оценка достигнутых результатов, которая включает определение степени подготовки, экономическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат. Среди используемых методов и приемов обучения на предприятиях авиационного транспорта используют:
– должностные инструкции – для видов работ, не требующих специального или длительного обучения;
– имитацию – аналогию или воспроизведение реальной системы (обучение персонала летного состава);
– ролевые игры;
– фильмы и телепередачи;
– лекции;
– дистанционное обучение.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ,