ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА КАДРОВ

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ

АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА,

Персонал представляют собой важнейший ресурс предприятий авиационного транспорта, от качества и эффективности работы которого во многом зависят результаты деятельности предприятий.

В зависимости от характера деятельности персонал предприятия подразделяется по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Профессия – это особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

Специальность – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Квалификация – степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Все работники предприятий гражданской авиации в зависимости от выполняемой работы классифицируются по группам (категориям): летно-подъемный состав (ЛПС), инженерно-технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал (МОП), ученики.

К основным задачам управления персоналом (деятельности отдела кадров) относятся:

– обеспечение подразделений квалифицированными кадрами;

– создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;

– совершенствование форм и способов оплаты труда, мотивации персонала;

– создание условий для повышения квалификации и профессионального роста;

– формирование благоприятного морально-психологического климата;

– участие в разработке организационной стратегии предприятия.

Одна из основных функций отдела кадров – профессиональная подготовка работников предприятия. На практике распространены следующие виды обучения:

– без отрыва от производства в специализированных учреждениях;

– с отрывом от производства в специализированных учреждениях;

– через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;

– самообразование без аттестации;

на рабочем месте.

Потребность в обучении может возникнуть на различных уровнях (на предприятии, подразделении, на рабочих местах). В конце обучения проводится оценка достигнутых результатов, которая включает определение степени подготовки, экономическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат. Среди используемых методов и приемов обучения на предприятиях авиационного транспорта используют:

– должностные инструкции – для видов работ, не требующих специального или длительного обучения;

– имитацию – аналогию или воспроизведение реальной системы (обучение персонала летного состава);

– ролевые игры;

– фильмы и телепередачи;

– лекции;

– дистанционное обучение.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ,