Какие проблемы мы должны решить?

Итак, три ключевые проблемы в российско-японских отноше­ниях решаются в конце XX в.: первая — «северные территории», вторая — экономическая, третья — военно-политическая и гео­политическая.

Японское правительство двусторонние политические отно­шения всегда ставило в зависимость от территориальных претен­зий к России. По решению проблемы «северных территорий» бывший премьер Японии публично заявил: «Мы не будем пере­носить эту проблему на плечи поколений наших детей и вну­ков». Его уверенность базируется на том, что 13 октября 1993 г. Ельцин и японский премьер-министр подписали Токийскую декларацию о «законности и справедливости» территориального диспута «по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Куна-шир, Шикотан и Хабомаи»12.

Мы отметили выше, что вывод российских войск с Южных Курил создал брешь в обороне границы, но кроме этого была подорвана и экономика островов, так как армия обслуживала не только военные, но и гражданские авиарейсы, обеспечивала связь островов с материком, строила и ремонтировала дороги и мосты, восстанавливала разрушенные дома.

Вторая проблема российско-японских отношений состоит в том, что японская сторона стремится укреплять не всякие, а строго определенные экономические отношения: прежде всего японский премьер стоит за «диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов» в Сибири и на Дальнем Востоке. (Большой интерес к этой проблеме проявляет не толь­ко наш восточный сосед, но и другие страны «семерки».) Ко­нечно, основное в проекте освоения энергоресурсов — не его объем, а соблюдение взаимовыгодного характера сотрудничества. Но этого-то как раз и нет. России отводится роль сырьевого придатка — статус колониальной страны. Контроль над энерге­тическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители намереваются ориентировать на экспорт. Нашей стране важнее пустить энергоресурсы на разви­тие Сибири и Дальнего Востока. Глубокая переработка нефти и газа на территории РФ позволила бы наладить сеть нефтепере­рабатывающих заводов и химических комплексов, дать работу и заработную плату десяткам тысяч людей, доходы в бюджет, зна­чительно увеличить валютную отдачу.

Третья проблема российско-японских отношений тесно свя­зана с расширением НАТО на Восток. Японско-американский альянс в конце XX в. значительно увеличил свою активность на Востоке. В июне 1997 г. был опубликован любопытный доку­мент «Основные направления японо-американского сотрудниче­ства в области обороны». В нем речь идет по существу не об обороне Японии, а о совместных американо-японских военных действиях в «прилегающих» к ней обширных регионах. Напри­мер, высадка «на Корейском полуострове, находящемся в состоянии войны» (причем высадка при поддержке Японии), до­полнительных американских войск. Или американо-японская кооперация «во взламывании китайской блокады против Тайва­ня». Предусматривается американо-японское сотрудничество в деле «урегулирования территориальных споров»в регионе. Если перевести язык дипломатии на разговорный, это означает, что США и Япония совместно готовы взять у обессилевшей России все, что считают нужным, а не только Южные Курилы.

Новейший прицел Японии — «активизация в странах Цен­тральной Азии и Кавказа». Бывший японский премьер-министр Рю объявил о том, что «Япония имеет особо ностальгическое отношение к этому региону, берущее начало еще со времени суще­ствования Шелкового пути». А это — не что иное, как восстанов­ление древних связей между Дальним Востоком и Европой через Среднюю Азию под контролем Япоия. Выходит, что заинтересо­ванность России в укреплении связей со странами СНГ — «имперские амбиции», а контроль Японии — «ностальгия». Дру­гими словами, в геополитическом плане дело идет к оттеснению, вытеснению России из Дальнего Востока, Средней Азии.

Такой взгляд на проблему вполне правомерен. Во-первых, по признанию посла Японии в РФ после бурных дебатов в начале 90-х годов в парламенте Японии был принят закон, разрешивший участие сил самообороны в операциях по поддержанию мира. В настоящее время Япония участвует в ряде миротворче­ских операций ООН13. Но за такой обтекаемой формулировкой дипломата стоит ничто иное, как готовность поддержать агрес­сивные действия военщины США во всех горячих точках плане­ты: Ираке, Ливии, Боснии, Косово и т.д. А где гарантия того, что в какой-либо день или час X «миротворцы» не высадятся или не начнут бомбить в России ее города?

Во-вторых, виднейший представитель политики и науки США, бывший помощник Президента США по национальной безопасности 3. Бжезинский осенью 1997 г. высказал идею о расчленении России на три республики. Он даже предложил на­звание огромному Северо-Восточному и Дальневосточному ре­гиону: Дальневосточная республика. А высадки японских и аме­риканских морских десантов на российской земле (например, американцы пришли во Владивосток 4 августа 1998 г.) — это не репетиция ли колонизации земель России?

Все это напоминает ситуацию 1905 г., когда по условиям I Портсмутского мирного договора, навязанного России Японией, " США, Англией, был отторгнут Южный Сахалин, «соседи» доби­лись прав на рыболовство в наших территориальных водах, были подорваны геополитические позиции России на Дальнем Восто­ке. Картина конца XX в. напоминает его начало.

Для строительства новых российско-японских отношений XXI в. необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран. Важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого бессмысленно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем. Немаловажное значение для решения геополитических от­ношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и Культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представи­телями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.

В конце XX в. Япония переживает нелегкие времена. Затя­нувшаяся депрессия, слабый рост ВВП заставили правительство страны провозгласить курс на проведение административной ре­формы в шести областях: политике, экономике, системе денеж­ного обращения, социального обеспечения, финансов и образова­ния. Можно пожелать восточному соседу успешно справиться с нынешними трудностями. Но надо помнить, что и Россия — ве­ликая держава, раскинувшаяся в Европе и Азии. До сих пор она сохраняет явный уклон в сторону Запада. Надо, чтобы наша стра­на повернулась лицом к Востоку: Японии, Китаю, АТР. Тогда по­литика равноудаленности принесет отечеству наибольшие геопо­литические результаты. Тогда сбудется мечта крупнейшего геопо­литика XX в. К. Хаусхофера о создании Большого континенталь­ного Евроазиатского Союза, который объединил бы Испанию. Италию, Францию, Германию, Россию и Японию против Брита­нии и стран Западного полушария. Этот союз был бы надежным гарантом против мирового господства США.

 

1) Андронов И. Кремлевские самураи// Завтра. — № 15.

2) Известия. — II апреля 1992.

3) Foreign Relations of the U.S. Diplomatic Papers. — 1945. Vol. — XI. — р.766.

4) Правда. - 20.10. 1956.

5) Внешняя политика Советского Союза. — М, 1962. — С.507—514.

6) Правда. - 17-20. VII. 1998.

7) Международная экономика и международные отношения. — 1997. — № 9. — С.17

8) Не сотвори себе кумира.// Правда-5. — 17. VI. 1997.

9) Чичкин А. Екатерина зря старалась.// Правда-5. — 1998. — № 72—73.

10) Та м же.

11) См.: Независимая газета. - 24.10.1991.; 7.04.1998.; 16.04.1998.; Новоевремя. -1992. - №3, 23 и др.

12) Наш современник 1992. - №9 - С. 111.

13) Международная экономика и международные отношения. — 1997. — №9. — С.23


Глава 11

 

Геополитика Ирана, Турции,