Через эти порты вывозятся уголь, лес, нефть, рыбопродукты и товары для снабжения районов Крайнего Севера.
Азовско-Черноморский бассейн – наиболее крупные порты Новороссийск и Туапсе. Новороссийск –это главный порт для нефтяного экспорта. 30% всего экспорта нефти и нефтепродуктов осуществляется через терминалы Новороссийска. Кроме нефти через порт вывозятся наливные грузы (вино, масло), окатыши Старооскольского комбината, ввозится сахар-сырец и другие грузы.
План
1. Общая характеристика транспортного комплекса России.
2. География железнодорожного транспорта.
3. География морского и речного транспорта.
4. Трубопроводный транспорт
5. Прочие виды транспорта.
Транспорт является одной из важнейших сфер материального производства. Главная его функция – перевозка различных грузов из районов производства в районы потребления, а также перемещение людей. Самым банальным, но верным определением, является сравнение транспортной системы с кровеносной системой организма.
Для сохранения целостности РФ необходимо создание единого экономического пространства. Транспортный комплекс во многом определяет степень интеграции между регионами.
Особенности транспорта как отрасли экономики:
1. Особый характер продукции (перемещение).
2. Взаимозаменяемость его отдельных видов.
3. Линейный характер размещения транспортных объектов.
Важнейшие показатели уровня развития транспортной системы:
- общая длина транспортных путей;
- густота транспортной сети (отношение длины путей к единице площади территории);
- доля данного вида транспорта в общем грузообороте (произведение объема перевозимых грузов на дальность перевозки) или пассажирообороте.
Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, образует транспортную систему.
Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием ряда факторов:
- технико-экономических особенностей разных видов транспорта;
- направления и мощности основных грузопотоков;
- расположения городов, курортных и туристских объектов.
Можно выделить 3 магистральных направления транспортной системы России:
1. Широтное сибирское направление запад-восток (железнодорожные, трубопроводные, отчасти водные пути).
2. Меридиональное центрально-европейское направление «север-юг» – Москва – Кавказ, Украина. В основном представлено железными дорогами.
3. Меридиональное Волго-Кавказское направление «север-юг», связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Уралом, Севером европейской части. Представлено железными дорогами, водным путем по Волге и трубопроводами.
Именно по этим магистральным направлениям идут основные грузопотоки.
Ведущим видом транспорта в России является железнодорожный. По протяженности железных дорог Россия занимает 3-е место в мире после США и Канады – 87 тысяч км. Средняя плотность железнодорожной сети составляет 5 км на 1000 квадратных километров. По территории страны железные дороги размещены неравномерно. Густая и разветвленная железнодорожная сеть в европейской части страны. Конфигурация ее здесь радиально-кольцевая с центром в г. Москве. Отсюда выходят основные магистрали.
Каркас железнодорожной сети был сформирован в конце 19 – начале 20 века. Первая железная дорога была построена в 1851 году – Санкт-Петербург –Москва. Железные дороги строились для обеспечения связей центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также с морскими портами (Кавказ, Урал, Север).
Особое значение для экономики страны имело строительство Транссибирскоймагистрали. Око было начато в 1892 году с запада от Челябинска через Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск, Иркутск и с востока: Владивосток – Хабаровск (1897 год). Сквозное сообщение по всей территории России было открыто в 1916 году. Участок от Забайкалья до Хабаровска назывался Амурской железной дорогой. По европейской части страны этот участок дороги Москва – Рязань – Самара - Уфа – Челябинск.
От развития транспорта коренным образом зависит размещение производства. СССР представлял собой пример страны, экономика которой в решающей степени зависела от дальних ж/д перевозок. В нашей стране сформировалась уникальная моноцентрическая система железных дорог, что увеличивало расстояния транспортировки грузов. Между многими регионами не было прямой транспортной связи и грузы приходилось везти через Москву или другие крупные транспортные центры. Эксплуатация наших дорог не отличается большой эффективностью. На 1 км путей у нас приходится 14 рабочих, а в США – 1,5 человека при примерно близких по объемам транспортных работах.
Кроме Транссиба в Сибири в 70-е годы 20 века построена Байкало-Амурская магистраль: Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре.
В Сибири только железная дорога Тюмень – Сургут – Уренгой имеет меридиональное направление. То есть, в восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление.
Основные перевозимые грузы: уголь, нефть и нефтепродукты, руды, минеральные строительные материалы, лес, зерно, металлы, удобрения.
30% всех перевозок на российских железных дорогах составляют перевозки международных грузов. Доминирующее положение в них занимают контейнерные грузы, это самый перспективный сектор транспортного рынка мира.
Основные направления трансконтинентальных перевозок через территорию России:
1. Транссиб (Европа - Россия – Япония) с ответвлениями на Китай через Казахстан и Монголию и на Корейский полуостров.
2. «Север – Юг» (Балтика – Центр – Черное море) далее – на Персидский залив; на Центральную Азию – Персидский залив, а также через Каспийское море – в Иран – в Персидский залив.
Формирование коридора «Север – Юг» направлено на развитие транспортных связей между Ближним Востоком, Азией и Европой.
Крупные партнеры России – Германия и Финляндия.
Перспективы развития.
Принята стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года: в нее включенпроект сооружения Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Ее восточным участком станет БАМ, а западный будет выходить к Баренцеву и Балтийскому морям. Это северный дублер Трассиба. Окончательно вопрос еще не решен. В перспективе намечается Трансконтинентальная магистраль через Берингов пролив. Планируется также соединение Транссиба и Транскорейской магистрали.
Из строящихся железных дорог можно назвать Арктическуюмагистраль на севере страны: Лабытнанги – Бованенковская – Ямал и Амуро-Якутская магистраль: Беркакит – Томмот – Якутск.
БАМ сдан в эксплуатацию в 1989 году. Приносит убытки, вряд ли окупится. Построенный БАМ создал начальные условия для хозяйственного освоения природных богатств региона, но отечественный бизнес туда не идет. Иностранный практически тоже, кроме китайского. Пускать китайский капитал в слабозаселенные и хозяйственно не освоенные районы стратегически опасно. К сожалению, БАМ не стал системообразующим стержнем устойчивого развития второго индустриального пояса на востоке страны.
Морской транспорт имеет важное значение, учитывая географическое положение России. Морскими судами перевозят в основном экспортно-импортные грузы. Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: высокая грузоподъемность судов, относительная дешевизна перевозок на большие расстояния, практически неограниченная пропускная способность морских путей. К недостаткам этого вида транспорта относится его большая зависимость от природных условий, необходимость создания сложного портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов России.
В России выделяются 5 морских бассейнов: Северный, Балтийский, Азовско-Черноморский, Каспийский и Дальневосточный.
Балтийский бассейн – наиболее крупным и универсальным портом является Санкт-Петербург. Меньше по грузообороту Калининград
и Выборг. Значение Калининграда исключительно велико, учитывая его анклавное положение.
Дальневосточный бассейн - через его порты осуществляются связи со странами Азиатско-Тихоокеанского бассейна (АТР) и с прибрежными районами Дальнего Востока. Наиболее крупные порты: Владивосток, Находка, Ванино. Ванино имеет выходы на Транссиб и на БАМ.
Северный бассейн -имеет важное значение для обеспечения районов Крайнего Севера: Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.
Более половины грузооборота этого бассейна приходится на два порта – Мурманск и Архангельск.
Мурманск – единственный незамерзающий порт на Севере России, начальный пункт транзита грузопотока по СМП. Через Мурманский порт проходит 2/3 перевозок внешнеторговых грузов Северного бассейна. Мощность около 9 млн тонн в год. Основные грузы – апатитовый и железорудный концентраты, удобрения, рыба, стройматериалы. Глубина более 12 м. 20 причалов. В Мурманске сосредоточен ледокольный и специализированный арктический флот.
Архангельск – специализированный лесоэкспортный порт России.
Северный регионы России стали практически единственными непосредственными выходами в западную (атлантическую) сферу Мирового океана – прежде всего это Мурманск и Кандалакша. Эти порты могут принимать крупнотоннажные судна (свыше 100 тыс. тонн) и имеют открытую акваторию, в отличие от портов Балтики и Черного моря (которые даже в перспективе не могут принимать крупнотоннажные суда).
Северный морской путь. Протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения – 5600 км. Основные порты СМП – Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации – 2-4 месяца. Современный технический уровень имеет Дудинка. Варандей – для вывоза нефти Тимано-Печоры. Планируется также экспорт газа из Ямало-Ненецкого – по Северному морскому пути.
Роль Северного морского пути велика, так как морской транспорт в этих районах практически безальтернативен. Роль СМП возрастает в связи с освоением новых месторождений (завоз сюда оборудования и грузов и вывоз энергоносителей).
Большинство населенных пунктов в Зоне СМП расположено на побережье арктических морей или в низовьях рек. В перспективе Северный морской путь должен стать важнейшей морской трассой между Европой и Азией. Планируется реконструкция арктической транспортной системы, строительство атомных ледоколов и судов усиленного ледового класса.
Каспийский бассейн – служит для внутренних перевозок. Основным портом является Астрахань. Основные грузы – зерно, лес, соль, рыба. В настоящее время проводится модернизация Астраханского транспортного узла.
Крупнейшие порты России
Порт | Объем перевалки грузов в 2008 году (млн. тонн) |
Санкт-Петербург | 20,5 |
Восточный | 15,35 |
Новороссийский | 13,99 |
Мурманский | 9,03 |
Владивостокский | 7,07 |
Находкинский | 6,7 |
Ванинский | 5,64 |
Туапсинский | 4,64 |
Калининград | 4,05 |
В связи с изменением геополитического положения России после распада Советского Союза возможности использования морского транспорта значительно ухудшились, так как многие наиболее удобные и хорошо оборудованные порты Черного и Балтийского морей остались на территории бывших союзных республик. На Балтийском море это Таллин, Рига, Вентспилс, Клайпеда, Лиепая. На Черном море это Одесса, Ильичевск. Именно в эти порты направлялась большая часть союзных капиталовложений на строительство и реконструкцию береговых сооружений. Например, строительство Новоталлинского торгового порта, лучшего на Балтике по оборудованию, обошлось примерно в 2,4 миллиарда долларов.
Для улучшения ситуации проводится коренная реконструкция имеющихся морских портов и строительство новых. На Балтике это крупнейший порт в Усть-Луге, нефтеналивной порт в Приморске, Высоцк. Строятся также: Железный Рог, Оля. Разработан также проект строительства железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Калининград – Германия. Проектируется создание паромных переплав через Каспий.
В морском транспорте предусматривается строительство:
- крупных танкеров для Балтийского и Черного морей;
- специализированных судов газовозов для вывоза углеводородного сырья с Ямала и Сахалина;
Речной транспорт – существенную роль играет только в слабо освоенных районах Севера и Северо-востока страны из-за отсутствия альтернативных видов транспорта и там, где речные пути совпадают с направлениями основных транспортных потоков. Перевозки по магистральным водным путям в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам. Но скорость доставки почти вдвое ниже, чем по железной дороге.
Протяженность внутренних водных линий 85 тыс. км. Стержнем речной системы является Единая глубоководная система европейской части России (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км с глубиной не менее 4 м, включающая глубоководные участки Волги, Камы, Москвы-реки, Дона и каналы. На нее приходится 50% грузооборота водного транспорта.
Волго-Камскийбассейн является главным речным бассейном, обслуживающим развитые и плотно заселенные районы страны.
Наиболее крупные порты – Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград и Астрахань. Основные перевозимые грузы – строительные материалы, нефть, уголь, соль, минеральные удобрения.
Реки Сибири играют большую роль в обеспечении местного населения, основными перевозимыми грузами являются лесные, а также уголь и нефтепродукты. У нас неэффективная структура речного флота, 45 % тоннажа составляют самоходные грузовые суда.
Важной задачей является подключение транспортного маршрута, соединяющего Каспийское и Черное моря по Волго-Донскому каналу к системе евразийских транспортных связей.
Трубопроводный транспорт –узкоспециализированный, предназначен для перекачки жидких и газообразных продуктов (нефти и газа). Развитие этого вида транспорта связано с освоением нефтяных и газовых месторождений и размещением основных потребителей этой продукции. Ведущее место трубопроводного транспорта по объему грузооборота объясняется большими масштабами добычи углеводородистого сырья; огромным территориальным разрывом между районами его добычи и потребления.
Трубопроводный транспорт по своим показателям близок к мировым стандартам. По протяженности трубопроводов и по их плотности (11,9 км на 1000 кв. км) Россия занимает одно из ведущих мест в мире. В трубопроводном транспорте доминируют газопроводы (70% протяженности), далее идут нефтепроводы (23%) и нефтепродуктопроводы (7%).
Система транспортировки западносибирской нефти составляет 35 тысяч км. Во многие регионы России отсюда идут 10 магистральных нефтепроводов
К числу магистральных относится также нефтепровод «Дружба», по которому проходит экспорт нефти: Нижневартовск - Самара – Брест – страны Восточной и Центральной Европы; Самара – Тихорецкая – Новороссийск. Нефть для экспорта танкерным флотом отправляется через порты Новороссийск, Вентспилс (Латвия), Одессу (Украина). Оборудуются терминалы в Ленинградской области – г. Приморске и Находке.
Из-за недоразвитости трубопроводной инфраструктуры Россия ежегодно теряет около 4 миллиардов долларов. Российские танкеры простаивают иногда в Босфоре 2-3 недели. По самому Босфору очень сильное продольное движение, а также поперечное (трамвайчики, лодки и т.д.) Они мешают проходу грузовых транзитных судов. Трубопровод «Дружба» - не имеет выхода к морю. Это рынок моно покупателя, основные потребители нефти – восточноевропейские нефтеперерабатывающие заводы. Получается спонсирование не только Украины и Белоруссии, но и Польши, Германии, Венгрии, Чехии. Рассматривается возможность ответвления на Адриатическое море.