Задачи развития речи детей дошкольного возраста
Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводится систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.
Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд".
Параллельно с этим осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция). Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.
В целом, работая над звуковой стороной речи, ребенок осваивает умение "подчинять" высказывание целям и условиям коммуникации с учетом предмета и темы высказывания, особенностей слушателей.
Развитие образной речи.Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать при построении высказываний самые разнообразные выразительные средства. (Обратим внимание на парадокс: непосредственность тоже воспитывается! Причем - что еще более парадоксально - воспитывается в процессе овладения ребенком особыми средствами. Впрочем, в этом состоит своеобразие культурного развития человека.)
Пути развития образной речи ребенка предполагаются средствами литературных произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и малых фольклорных форм.
Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме.
Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, т.к. анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку используяразнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция), что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей.
Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Одним из обязательных направлений работы воспитателя по развитию речиявляется включение в контекст организованного развития речи и речевого общения работы по подготовке детей к чтению и письму, по формированию у них предпосылок соответствующих умений.
Подобная подготовка должна быть подчинена единым целям и задачам речевого воспитания детей дошкольного возраста и шире - обеспечивать поступательность общего развития в этом возрасте. В процессах чтения и письма перед детьми выделяются и ставятся прежде всего коммуникативные задачи. У них развивается ориентация на воображаемого читателя при подготовке к письму, на воображаемого автора - при подготовке к чтению (возможно использования элементов известных методик Д.Б. Эльконина). Важен процесс осмысления детьми, что чтение и письмо представляют собой самобытный способ обращения одного человека к другому. Только на этой основе ребенок сможет затем расчленять поток собственной мысли и развернуто оформлять ее в тексте (равно как и полноценно воспринимать текст - развернутое выражение мысли другого человека).
Кроме того, при подготовке к письму педагог должен опираться на уровень развития осмысленной моторики, который достигнут ребенком в ходе освоения развивающих форм двигательной и изобразительной деятельности.
развитие словаря - овладение словарным запасом - освоения значения слов - ознакомление с окружающей жизнью - ознакомление с многозначностью слов - ознакомление с антонимами, синонимами, метафорами | формирование грамматической правильности речи - формирование морфологической правильности речи (изменение слов по родам, падежам, числам) - формирование синтаксической стороны речи (освоение разных типов словосочетаний и предложений) | |
воспитание звуковой культуры речи - формирование произносительной стороны речи - развитие речевого слуха - развитие фонематического слуха - воспитание орфоэпической правильности речи - воспитание выразительности речи - развитие дикции | развитие связной речи - развитие диалогической речи (умение вести диалог, умение слушать и понимать речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать) - развитие связной монологической речи ( умение слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов) | |
воспитание у детей интереса и любви к художественному слову - ознакомление с разными жанрами художественной литературы - умение понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях - запоминать и выразительно читать наизусть небольшие стихотворения | формирование элементарного осознания явлений языка и речи - ознакомление с терминами «слово», «звук» - звуковой анализ слова - составление предложений из 2-4 слов |