Факторы ценовой эластичности спроса

1) Прямая эластичность спроса по цене зависит прежде всего от наличия благ-заменителей. Чем больше таких благ-заменителей, чем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный благо. Отсутствие благ-заменителей предопределяет совершенную неэластичность спроса (например, спрос на поваренную соль). Поэтому, чем более агрегированную группу благ мы рассматриваем, тем ниже эластичность спроса (например, спрос на мясопродукты менее эластичен, чем спрос на колбасы, а спрос на колбасы менее эластичен, чем спрос на колбасу определенного вида).

2) Эластичность зависит также от разнообразия возможностей (направлений)использования данного блага. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность (например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное).

3) Прямая эластичность спроса зависит также от степени насыщения потребностей. Если почти все семьи уже имеют хотя бы по одному холодильнику, небольшое снижение рыночной цены вряд ли существенно скажется на объеме спроса и продаж. Напротив, на стадии начального насыщения спроса, скажем, на компьютеры, сравнительно небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж.

4) Наконец, эластичность спроса зависит от фактора времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время. Безусловно, шок от повышения цен на энергоресурсы приведет к появлению новых энергосберегающих технологий и, значит, к относительному сокращению спроса на них. Но переход к новым технологиям не может произойти на утро следующего после освобождения цен на энергоресурсы дня. Мы уже знакомы со ступенчатыми линиями спроса, которые составлены как бы из чередующихся горизонтальных и вертикальных сегментов.

Очевидно, что в пределах каждого вертикального сегмента прямая эластичность спроса по цене равна нулю. И когда мы говорим о совершенно неэластичном спросе на поваренную соль, нам следует помнить, что это утверждение справедливо лишь в пределах ограниченного ценового интервала, или, иначе, в пределах определенного вертикального сегмента кривой спроса. Наряду с обычной ступенчатой линией спроса нередко используют в ценовой политике кривую спроса со «стертыми» ступенями. Такая линия показана на рис. 3.30. Она не имеет горизонтальных участков, ее ступени как бы несколько стерты. Поэтому в отличие от обычной ступенчатой кривой объем спроса меняется при любом сколь угодно малом изменении цены. Однако меняется по-разному. Например, снижение цены с P2 до P3 , меньшее, чем снижение цены с P1 до P3 , сопровождается значительно большим увеличением объема спроса.

Виды эластичности спроса.Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один благо при изменении цены другого. Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цененазывают отношение относительного изменения спроса на i-тое благо к относительному изменению цены j-того блага. В отличие от коэффициента прямой эластичности ei, коэффициент перекрестной эластичности обозначается eij:

 

 

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если eij > 0, то блага iи jназывают взаимозаменяемыми, повышение цены j-того блага ведет к увеличению спроса на i-тый (например, различные виды топлива). Если eij < 0, то блага iи jназывают взаимодополняющими, повышение цены j-того блага ведет к падению спроса на i-тый (например, автомашины и бензин). Если eij = 0, то такие блага называют независимыми (индифферентными), повышение цены одного блага не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент).

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Если два блага могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих благ по цене будет высок, и наоборот.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ лишь при небольших изменениях цен.

При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба блага. Так, например, если цена картофеля снизится вдвое, то возрастет потребление не только картофеля, но и других благ. В этом случае e ij < 0 и эти блага будут классифицироваться как взаимодополняющие, что неверно.

Более надежную оценку отношений сопряжения благ можно получить, если при расчетах перекрестной эластичности исключить влияние эффекта дохода:

 

 

Если e*ij > 0, то такие блага называются нетто-субститутами(или взаимозаменяемыми по Хиксу) в отличие от брутто-заменителей, определяемых по критерию eij > 0. Если e*ij < 0, то такие блага называются нетто-дополняющимив отличие от брутто-дополняющих, определяемых по критерию eij < 0. Перекрестный эффект замены симметричен, eij = e*ij. И если i-ое благо определено как нетто-заменитель j-ого, то и j-ое благо является нетто-заменителем i-ого.

Некоторые экономисты используют перекрестную эластичность для определения отраслевой принадлежности различных производств. Они считают, что, чем выше коэффициент перекрестной эластичности двух благ, тем с большим основанием их производство может быть отнесено к одной отрасли. Однако такая точка зрения не является общепринятой, и мы еще к ней вернемся.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какое-либо благо в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходуназывают отношение относительного изменения объема спроса на i-тое благо к относительному изменению дохода потребителя:

 

 

Если eI < 0, благо является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на это благо. Если eI > 0, благо называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на это благо. Если eI = 0, благо называется нейтральным, с ростом (падением) дохода спрос на это благо стабилен.

Среди нормальных благ можно выделить три группы.

1) Блага первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения.

2) Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (eI > 1) и потому не имеет предела насыщения.

3) Блага, спрос на которые растет в меру роста доходов (eI = 1), называют благами второй необходимости.

Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо благами первой необходимости.

Взвешенная сумма коэффициентов эластичности спроса по доходу для всех покупаемых благ равна единице. Это справедливо для любого числа благ. Отсюда следует еще один важный вывод.

Для каждого блага (или группы благ) с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо (или группа благ) с эластичностью спроса по доходу, большей единицы. Это положение и называют обычно законом Энгеля.

Приведем еще одно важное соотношение: сумма коэффициентов прямой и перекрестной эластичности спроса по цене и коэффициента эластичности спроса по доходу для i-того блага равна нулю.

 

Резюме:

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие потребности и её виды.

2. Понятие «благо», «антиблаго», «экономическое благо», их сущность.

3. Классификация экономических благ.

4. Сущность понятия «полезность».

5. Дайте определение функции полезности.

6. Динамика совокупной и предельной полезности.

7. Принцип действия закона убывающей предельной полезности.

8. Исключения из первого закона Госсена.

9. Охарактеризуйте равновесие потребителя и эквимаржинальный принцип.

10. Дайте определение предельной полезности денег.

11. Связь изменения цены одного из благ с изменением объема спроса на него.

12. Дайте определение второго закона Госсена.

13. В чём заключается рациональность потребителя?

14. В чем состоит сущность категорий общей и предельной полезности?

15. В чем заключается сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности?

16. Как измеряется полезность?

17. Как аналитически найти равновесие (оптимум) потребителя в кардиналистской концепции?

18. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

19. Дайте краткое определение сущности кардинализма. (141-143)

 

Резюме:

 

Контрольные вопросы

 

Тесты

 

Задачи


Основные термины и понятия

41. Изобада (бюджетное ограничение) Множество наборов благ, приобретение каждого из которых предполагает полное использование дохода при данных рыночных ценах
42. «Внутреннее» решение потребительского выбора Оптимальный потребительский выбор, лежащий внутри І-го квадранта пространства благ
43. «Угловое» решение потребительского выбора Оптимальный потребительский выбор, лежащий на пересечении бюджетной прямой, одной из осей координат пространства благ и кривой безразличия
44. 1-й закон Госсена При увеличении объема потребления блага величина предельной полезности имеет тенденцию к уменьшению
45. 2-й закон Госсена Потребитель достигает максимума полезности, когда его бюджет распределен так, что предельная полезность расходов одинакова для каждого блага
46. Абсолютная цена Форма выражения пропорции обмена между конкретным благом и деньгами
47. Альтернативные издержки Количество благ, от производства которого необходимо отказаться для увеличения потребления данного блага при самом эффективном использовании израсходованных на изготовление блага факторов
48. Блага производственного назначения Блага, непосредственно удовлетворяющие потребности фирм
49. Благо Вещь, доступная индивиду и обладающая совокупностью полезных свойств, осознаваемых им
50. Благо высшего порядка Блага, удовлетворяющие потребности человека через производство благ низшего порядка
51. Благо Гиффена Блага, объём потребления которых падает (растёт) при уменьшении (увеличении) цены
52. Благо низшего порядка Блага, непосредственно удовлетворяющие потребности человека
53. Благо свободное Благо, количества которого достаточно для насыщения потребности
54. Благо экономическое Благо, количество которого недостаточно для насыщения потребности
55. Бюджетные возможности Наборы благ, доступные потребителю при данных ценах и доходе
56. Единица измерения полезности Ютил (ютиль)
57. Закон убывающей предельной полезности Уменьшение прироста благосостояния в результате дополнительного количества какого-либо блага при неизменном количестве всех прочих благ
58. Кардинализм Теория потребительского поведения, основанная на допущении возможности количественного измерения полезности
59. Карта изобайд (1) Проекция поверхности полезности на плоскость (2) Форма выражения системы предпочтений потребителя в виде множества изобайд
60. Классификация благ Система представления связи и взаимоотношений между различными благами по соответствующим признакам
61. Компенсирующая вариация дохода Изменение дохода. при котором величина полезности остается неизменной, несмотря на снижение или повышение цены
62. Кривая безразличия Множество точек, соответствующих различным наборам двух благ при одинаковой полезности
63. Кривая производственных возможностей Множество точек, отражающих различные структуры производства при полном использовании ресурсов
64. Лексикографический порядок предпочтений Последовательность векторов потребления, для которой каждый последующий оказывается менее предпочтительным тогда и только тогда, когда при элементном сравнении каждая из координат предыдущего вектора предпочтительнее координаты последующего
65. Мотив Нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения
66. Набор безразличия Набор благ, приносящих потребителю одинаковый уровень полезности
67. Нужда Ощущаемая человеком нехватка чего-либо
68. Ординализм Количественная функция полезности, отражающая не только порядок расположения уровней удовлетворения потребителя, но и оценивает количественные различия между этими уровнями
69. Относительная цена Форма выражения пропорции обмена между соответствующими благами
70. Полезность Абстрактный измеритель удовлетворения, получаемого человеком в результате потребления определенного количества блага и разных способов проведения досуга
71. Полезность Свойство вещи, соответствующей потребности человека Получаемое человеком удовлетворение
72. Полная занятость Уровень занятости, который предполагает фрикционную и структурную безработицу, но исключает циклическую ее форму
73. П Полнота предпочтений Свойство предпочтений, в соответствии с которым потребитель может ранжировать любой набор благ, принадлежащий множеству допустимых вариантов потребления
74. Потеря «мертвого груза» Цена, которую общество платит за вмешательство в работу рыночного механизма.
75. Потребительские блага Блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей
76. Потребительский излишек (выигрыш потребителя) Разность между максимальными ценами, которые потребитель заплатил бы за каждое определенное количество блага и рыночной ценой, по которой он покупает данное количество блага
77. Потребительское поведение Решение потребителя о распределении дохода между различными благами
78. Потребность Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека
     
79. Правило максимизации полезности Рациональный потребитель (Homo economicus) делает выбор, обеспечивающий ему максимально возможную полезность
80. Предельная норма замещения (замены) в обмене (MRSEXY) Количество блага, от приобретения которого необходимо отказаться (Y) при приобретении дополнительного количества другого блага (X)
81. Предельная норма замещения (замены) в потреблении (MRSCXY) Максимальное количество блага, от которого потребитель согласился бы отказаться (Y) ради увеличения потребления другого блага (X) при постоянном уровне полезности
82. Предельная полезность Полезность, которую приносит потребление дополнительного количества блага
83. Предпочтения Упорядоченная система относительных оценок наборов благ
84. Производительность Отношение выпуска благ к единице использованных ресурсов (факторов производства) в единицу времени
85. Равновесие (оптимум) потребителя Набор благ при котором доход используется полностью и (1) предельные полезности благ пропорциональны их рыночным ценам; или (2) MRSEXY=MRSCXY; или (3) предельные полезности денег, израсходованных на приобретение различных благ равны
86. Редкость Ограниченность ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничных материальных потребностей общества
87. Ресурсы (факторы) Производственные факторы, которые используются в процессе производства товаров и услуг
88. Рефлексивность предпочтений Свойство предпочтений, в соответствии с которым набор благ может быть оценен сам по себе, вне зависимости от контекста
89. Средства производства Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей
90. Технология Техника и способы производства товаров и услуг
91. Транзитивность предпочтений Свойство предпочтений, в соответствии с которым, если первый набор более предпочтителен, чем второй, а второй более предпочтителен, чем третий, то первый набор будет более предпочтителен, чем третий
92. Функция полезности Соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем
93. Эквивалентная вариация дохода Изменения дохода, которые обеспечивают точно такое же изменение полезности, которое произошло бы в случае снижения или повышения цены
94. Эквимаржинальный принцип Потребительское равновесие (оптимум потребительского набора) достигается сопоставлением предельных полезностей товаров и их относительных цен
95. Экономические потребности Нужды, принявшие специфические формы в соответствии с культурным уровнем и личностью человека
96. Экономические проблемы «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?»
97. э Экономический рост Увеличение реального объема продукции и / или его рост на душу населения
98. Экономический выбор Условия, при которых увеличение производства одного блага, возможно лишь за счет сокращения производства другого