Сатирические произведений
Подводя итог своему творчеству во вступлении к поэме «Во весь голос», Маяковский указывает на двух самых опасных врагов будущего — мещанство и бюрократизм. Используя гиперболу, гротеск, сарказм, фарсовые ситуации, поэт создает сатиру нового типа, отрицавшую и обличавшую все, что мешало успехам новой жизни.
Воспевая социалистический быт и социалистический образ жизни, Маяковский воспринимал поэзию и как оружие в классовой борьбе с врагами новой жизни. В стране, по его убеждению, не прекращается «злой и классовый бой». Непримиримостью к советским «помпадурам» проникнуто сатирическое стихотворение «О дряни» (1920). Используя приёмы, гиперболизации, фантастического преображения действительности, поэт утверждает: «мурло мещанина», «обывательский быт» — «страшнее Врангеля». Мещанский покой и мещанская сытость воспринимались Маяковским как угроза для претворения в жизнь его мечтаний.
Ярче всего талант Маяковского-сатирика раскрылся в последних его драматургических произведениях — комедиях «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).
«Клоп»— «феерическая комедия», как определил жанр пьесы сам автор, была поставлена на сцене Государственного театра Вс. Мейерхольда 13 февраля 1929 года. В основе сюжета — фантастическая история воскрешения человека, «замёрзшего пятьдесят лет назад». Комедия состоит из девяти частей («картин»), в первых четырех частях описывается «настоящее» (действие разворачивается на территории «бывшего Тамбова» в «двадцать девятом году»). «Бывший рабочий, бывший партиец» Пьер Скрипкин (Пётр Присыпкин), порвав с друзьями из рабочего общежития и с любимой девушкой Зоей Берёзкиной, стремится стать нэпманом и жениться на парикмахерше Эльзевире Ренессанс-. Кульминацией этой части комедии стала сцена свадьбы, закончившаяся пожаром и гибелью всех присутствовавших. Пять следующих частей изображают общество будущего («федерация земли»), куда попадают чудом спасшийся Присыпкин и «клопус нормалис». Соединив реальность и фантастику, автор показал столкновение настоящего и будущего, перспективу развития общественных отношений. В будущем такие пороки, как пьянство, пошлость, хамство, безделье будут изжиты, не случайно «бывший рабочий» вместе с клопом был помещён в зоопарк, чтобы не распространялась эпидемия. Этот финал, возможно, должен был означать историческую обречённость мещанства как общественного явления. Однако слова Присыпкина: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего же я один в клетке?» — можно рассматривать и как доказательство тщетности усилий в борьбе с обывательством (среди «будущего» Присыпкин видит себе подобных).
«Баня» — «драма в шести действиях с цирком и фейерверком» была написана в 1929 году. События этой пьесы разворачиваются в настоящем времени. Изобретатель Чудаков создал машину времени, но строителю будущего противостоит бюрократ Победоносиков. Этот конфликт помогла разрешить «фосфорическая женщина», прилетевшая из будущего («делегатка 2030 года»). Столкновение двух групп (изобретатель Чудаков, Велосипедкин, Двойкин, Тройкин, с одной стороны, Победоносиков, Моментальников, Оптимистенко, с другой) не является частным случаем, таким образом автор воплощает основной конфликт пьесы — конфликт «нового с устаревшим», общественных интересов с личными, скрывающимися за «государственными делами». Кульминацией пьесы стала сцена, где все наперебой убеждают «фосфорическую женщину» в том, что они нужны «для коммунизма»: «Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать гордость человечностью». Развязка пьесы подготовлена сатирическим изображением «главначпупса» и его единомышленников — их разоблачило будущее, где они оказались невостребованными.