ТЕОРЕТИЧЕКИЙ ТУР
Класс
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР
Практическая работа №1. Морфологическое описание растения.
Рассмотрите предложенное растение, укажите его систематическое положение и дайте характеристику по предложенным признакам. Внимательно смотрите бланк ответов.
Практическая работа №2. Особенности строения тканей человека.
Рассмотрите образец ткани человека, дайте ответы на вопросы. Внимательно смотрите бланк ответов.
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в обучающей открытой ученической олимпиаде по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
Удачи вам!
Часть І.Тестовые задания с одним правильным ответом.
1. Растительный пигмент, способный превращаться в печени человека в витамин А (ретинол): | |||
a) хлорофилл b | б) β-каротин | в) хлорофилл а | г)фикоэритрин |
2. Образование СО2в процессе дыхания растений можно обнаружить по: | |||
a) вспыхиванию тлеющей лучинки | б) увеличению массы листа | в) помутнению известковой воды | г) обесцвечиванию раствора марганцовки |
3. Вставочные меристемы, расположенные в междоузлиях, имеют большое значение при росте стеблей у представителей семейства: | |||
a) Капустные | б) Злаковые | в) Розовые | г) Лилейные |
4. Органоиды растений, в которых происходит фотосинтез, наиболее разнообразны у: | |||
а) покрытосеменных | б) высших споровых | в) низших споровых | г) голосеменных |
5. Колониальные формы образуют животные, относящиеся к: | |||
а) Саркодовым | б) Жгутиковым | в) Инфузориям | г) Споровикам |
6. Усложнение плоских червей по сравнению с кишечнополостными связано с появлением: | |||
а) нервной системы | б) трёхслойного строения | в) гермафродитизма | г) сквозной пищеварительной системы |
7. Пищеварительная система полностью отсутствует у: | |||
а) ресничных червей | б) сосальщиков | в) ленточных червей | г) нематод |
8. Главные белки соединительной ткани: | |||
а) протамин и гистон | б) альбумин и глобулин | в) коллаген и эластин | г) миозин и актин |
9. После длительной задержке дыхания через некоторое время происходит вдох потому что: | |||
а) идёт возбуждение от рецепторов растяжения дыхательных мышц | б) повышается концентрация СО2 в крови | в) снижается концентрация СО2 в крови | г) вдох и выдох происходит автоматически |
10. Во время интенсивной физической нагрузки источник энергии для работающих мышц это глюкоза, которая образуется в процессе глюконеогенеза. В каком органе этот процесс идёт наиболее интенсивно: | |||
а) печень | б) мышцы | в)желудок | г) почки |
11. Какую жидкость рекомендуется употреблять в жаркую погоду: | |||
а) водопроводную воду | б) минеральную воду | в) лимонный сок | г) сладкий чай |
12. Для того, чтобы молекула СО2, которая перешла из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти все перечисленные структуры вашего организма за исключением: | |||
а) правого предсердия | б) лёгочной вены | в) альвеол лёгких | г) лёгочной артерии |
13. Ферментативная функция свойственна таким веществам: | |||
а) липидам | б) белкам | в) углеводам | г) АТФ |
14. РНК в отличие от ДНК: | |||
а) содержит дезоксирибозу | б) бывает двуспиральной | в) содержит тимин | г) все ответы неправильные |
Часть ІІ.Тестовые задания с правильными ответами от 1 до 5.
1. Видоизменения побегов, благодаря которым может происходить вегетативное размножение: | ||||
a) клубень | б) корнеплод | в) луковица | г) корневище | д) усы гороха |
2. Плод ягода характерен для: | ||||
a) тыквы | б) арбуза | в) вишни | г) помидора | д) груши |
3. Растения, имеющие соцветие, которое внешне похоже на один большой цветок: | ||||
а) подсолнух | б) василёк | в) табак | г) черёмуха | д) лилия |
4. Заболевания, вызываемые бактериями: | ||||
а) сыпной тиф | б) малярия | в) туберкулёз | г) ГРИПП | д) лямблиоз |
5. Эта особая группа одноклеточных грибов способна вызывать процесс брожения. Как человек может использовать эти грибы: | ||||
а) получение лекарств | б) виноделие | в) хлебопечение | г) производство сыра | д) маринование овощей |
6. В результате различных видов образуются такие вещества, как: | ||||
a) метан | б) уксусная кислота | в) этанол | г) СО2 | д) этилен |
7. Многие глубоководные рыбы и кальмары светятся в темноте или имеют светящиеся органы. Это им необходимо для: | ||||
a) ориентирования в пространстве | б) отпугивания хищников | в) привлечения особей своего вида | г) привлечения добычи | д) выведения избыточного тепла |
8. Выберите характерные особенности паукообразных: | ||||
a) исключительно хищники | б) внекишечное пищеварение | в) внутрикишечное пищеварение | г) раздельнополые | д) оплодотворение наружное |
9.Жаберные щели имеются только во время зародышевого развития у: | ||||
а) ланцетника | б) хрящевых рыб | в) бесхвостых амфибий | г) костных рыб | д) ластоногих |
10. Выберите правильные утверждения относительно рас человека: | ||||
а) сформировались как результат адаптации к климатическим условиям | б) принадлежат к одному биологическому виду | в) все расы равноценны в биологическом отношении | г) все расы равноценны в психическом отношении | д) выделяют «высшие» и «низшие» расы |
11. У человека выделяют такие типы эпителиальной ткани: | ||||
a) однослойный эпителий | б) многослойный эпителий | в) кубический эпителий | г) железистый эпителий | д) мышечный эпителий |
12. Биологически активные вещества, препятствующие свёртыванию крови: | ||||
a) витамин К | б) гепарин | в) ионы Са2+ | г) антитромбин | д) фибриноген |
13. Вещества, вызывающие повышение концентрации глюкозы в крови: | ||||
a) инсулин | б) глюкагон | в) интерферон | г) адреналин | д) пепсин |
14. Новый посторонний слуховой или зрительный раздражитель запускает рефлекс: | ||||
a) защитный | б) мигательный | в) слюноотделительный | г) ориентировочный | д) сосудодвигательный |
Часть ІІІ.Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться «Да», либо отклонить «Нет».
1. Вдох у человека осуществляется без затрат энергии в виде АТФ.
2.Стенка левого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у правого желудочка.
3. Одним из проявлений гиперфункции гипофиза является гигантизм.
4. Ощущение голода в конечном итоге вызывается деятельностью нервной системы.
5. Интеллект человека зависит от объёма головного мозга.
6. При динамической нагрузке на мышцы утомление происходит быстрее.
7. СПИД – это венерическое заболевание, передающееся половым путём.
8. Вода – самое распространённое неорганическое вещество в живых организмах.
9. Конечными продуктами расщепления жиров являются углекислый газ, вода и мочевина.
10. За передачу наследственной информации отвечает ядро клетки.
11. Генетическая информация записана в молекуле РНК при помощи генетического кода.
12. Основная функция митохондрий – синтез источника энергии АТФ.
13. Все клетки сходны по своему химическому составу.
14. Если правая цепочка ДНК имеет нуклеотидный состав Г-Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т, то левая по принципу комплементарности будет Ц-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Т-Г-Ц-Г-Г
Часть IV.Выполните задание. Способ ответа указан в самом задании.
1. Соотнесите органоиды (1–8) с выполняемыми ими функциями в клетке (А–З).
Органоиды клетки: | Функции: |
1. Лизосома 2. Митохондрия 3. Рибосома 4. Аппарат Гольджи 5. Эндоплазматическая сеть 6. Хлоропласт 7. Клеточный центр 8. Плазматическая мембрана | А. Обеспечивает фотосинтез в клетках растений Б. Участвует в процессах окисления органических веществ до углекислого газа и воды В. Представляет собой биохимический комплекс, на котором осуществляется сборка молекулы белка Г. Играет важную роль в клеточном делении, образует полюсы деления клетки Д. Регулирует транспорт веществ в клетку и из нее, обладает избирательной проницаемостью Е. Обеспечивает связь органоидов в клетке и внутриклеточный транспорт веществ Ж. Преобразует, сортирует синтезированные в клетке органические вещества, образует лизосомы З. Содержит множество ферментов, с помощью которых происходит расщепление макромолекул веществ, участвуют в фагоцитозе |
2. Рассмотрите внимательно рисунок, проанализируйте его и дайте ответы на вопросы.
2.1. В бланке для ответов укажите, к какой системе относятся данные органы, а также структуры, которые обозначены соответствующими цифрами.
2.2. Укажите значение структур под цифрами 2 и 4.
2.3. Какие вещества выделяются в структуре 1? Укажите значение этих веществ.