ТЕОРЕТИЧЕКИЙ ТУР

Класс

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в обучающей открытой ученической олимпиаде по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Удачи вам!

Часть І.Тестовые задания с одним правильным ответом.

 

1. Одноклеточным образованием у растений является:
a) пыльцевое зерно гороха б) железистый волосок герани в) корневой волосок лука г)зародышевый мешок ландыша
2. Образование СО2в процессе дыхания растений можно обнаружить по:
a) вспыхиванию тлеющей лучинки б) увеличению массы листа в) помутнению известковой воды г) обесцвечиванию раствора марганцовки
3. Вставочные меристемы, расположенные в междоузлиях, имеют большое значение при росте стеблей у представителей семейства:
a) Капустные б) Злаковые в) Розовые г) Лилейные
4. Родина этого растения – Северная Америка. В Европу оно было завезено испанцами в 1510 году. В Россию оно попало из Голландии при Петре I и долго оставалось декоративным. В 1828 году крепостной крестьянин Д.Е. Бокарев при помощи ручного пресса извлёк из этого растения масло. Больше всего масла у этого растения в:
а) околоплоднике б) кожуре семени в) эндосперме г) зародыше
5. Антибиотики выделены из гриба:
а) пеницилла б) аспергилла в) дрожжей г) мукора
6. Усложнение плоских червей по сравнению с кишечнополостными связано с появлением:
а) нервной системы б) трёхслойного строения в) гермафродитизма г) сквозной пищеварительной системы
7.Регенерация клеток невозможна у:
а) планарии б) дождевого червя в) аскариды г) полипов
8. Отряд насекомых, личинки которых развиваются в воде:
а) Чешуекрылые б) Жесткокрылые в) Двукрылые г) Стрекозы
9. В связи со сложным поведением у птиц развиты:
а) продолговатый мозг б) промежуточный мозг в) средний мозг г) полушария и мозжечок
10.Взаимоотношения акулы и рыбы-прилипалы называют:
а) паразитизмом б) нахлебничеством в) хищничеством г) мутуализмом
11. Какую жидкость рекомендуется употреблять в жаркую погоду:
а) водопроводную воду б) минеральную воду в) лимонный сок г) сладкий чай
12. Для того, чтобы молекула СО2, которая перешла из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти все перечисленные структуры вашего организма за исключением:
а) правого предсердия б) лёгочной вены в) альвеол лёгких г) лёгочной артерии

 


Часть ІІ.Тестовые задания с правильными ответами от 1 до 5.

 

1. Видоизменения побегов, благодаря которым может происходить вегетативное размножение:
a) клубень б) корнеплод в) луковица г) корневище д) усы гороха
2. Плод ягода характерен для:
a) тыквы б) арбуза в) вишни г) помидора д) груши
3. Растения, имеющие соцветие, которое внешне похоже на один большой цветок:
а) подсолнух б) василёк в) табак г) черёмуха д) лилия
4. Заболевания, вызываемые бактериями:
а) сыпной тиф б) малярия в) туберкулёз г) ГРИПП д) лямблиоз
5. Эта особая группа одноклеточных грибов способна вызывать процесс брожения. Как человек может использовать эти грибы:
а) получение лекарств б) виноделие в) хлебопечение г) производство сыра д) маринование овощей
6. Из перечисленных заболеваний простейшими вызываются:
a) лейшманиоз б) сибирская язва в) малярия г) бубонная чума д) аскаридоз
7. Многие глубоководные рыбы и кальмары светятся в темноте или имеют светящиеся органы. Это им необходимо для:
a) ориентирования в пространстве б) отпугивания хищников в) привлечения особей своего вида г) привлечения добычи д) выведения избыточного тепла
8. Выберите характерные особенности паукообразных:
a) исключительно хищники б) внекишечное пищеварение в) внутрикишечное пищеварение г) раздельнополые д) оплодотворение наружное
9.Жаберные щели имеются только во время зародышевого развития у:
а) ланцетника б) хрящевых рыб в) бесхвостых амфибий г) костных рыб д) ластоногих
10. Выберите правильные утверждения относительно рас человека:
а) сформировались как результат адаптации к климатическим условиям б) принадлежат к одному биологическому виду в) все расы равноценны в биологическом отношении г) все расы равноценны в психическом отношении д) выделяют «высшие» и «низшие» расы
11. Выберите клетки, которые относятся к разновидностям соединительной ткани:
a) железистый эпителий б) остеобласты в) лимфоциты г) миофибриллы д) гепатоциты
12. Биологически активные вещества, препятствующие свёртыванию крови:
a) витамин К б) гепарин в) ионы Са2+ г) антитромбин д) фибриноген

 

Часть ІІІ.Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться «Да», либо отклонить «Нет».

 

1. Для всех грибов характерно образование плодового тела, состоящего из шляпки и ножки.

2. В ночь на праздник Ивана Купала цветёт папоротник.

3. При прорастании семян первыми появляются корешки.

4. Тропическая орхидея имеет воздушные корни.

5. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

6. Все пауки для охоты строят ловчую сеть.

7. Птицы, способные к полёту, имеют киль.

8. Рефлекторная реакция начинается с раздражения рецепторов.

9. Все изгибы позвоночника у человека формируются в течение первых трёх лёт жизни.

10. Гиподинамия приводит к атрофии мышц.

11. Повышение числа эритроцитов в крови приводит к анемии.

12. Миокард образован мышечной тканью.

 

Часть IV.Выполните задание. Способ ответа указан в самом задании.

1. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

 

Особенности обмена веществ: Организмы:
1.1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ. А. Автотрофы
1.2. Использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ. Б. Гетеротрофы
1.3. Использование только готовых органических веществ.  
1.4. Синтез органических веществ из неорганических веществ.  
1.5. Выделение кислорода.  

 

2. Рассмотрите внимательно рисунок, проанализируйте его и дайте ответы на вопросы.

 

 

2.1. В бланке для ответов укажите, что изображено на рисунке, а также структуры, которые обозначены соответствующими цифрами.

2.2. Укажите значение структур под цифрами 3 и 4.

2.3. Чем структура 2 отличается от клетки гладкой мышечной ткани?