ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
Культура Киевской Руси 9-11 века ( до монголов)+ первая четверть 13 века
5.03.2013
В) Электрические свойства
Неизменимы криоскопия и эбуллиоскопия.
Чудеса святителя Спиридона», сайт «Татьянин день». Режим доступа: http://www.taday.ru/text/40023.html.
ВМС – лиофильные дисперсионные системы – позволяют измерить П. Это позволило разработать осмометрические методы определения молярной массы полимеров от 10000 до 1000000 (белки, каучуки, полисахариды и др.)
Б)Оптические свойства (рассеяние света, поглощение света) – особые свойства, отличные от истинных растворов.
Явления – преломление, отражение, рассеяние, поглощение - зависит от соотношения между λ и r. В грубодисперсных системах r> λ, преобладает рассеяние – опалесценция – матовое свечение голубоватых оттенков (эффект Тиндаля) при боковом освещении.
Флуоресценция – свечение истинных растворов в проходящем свете
Конус Тиндаля Можно определить – является ли раствор истинным или
коллоидным
Д.Рэлей дал уравнение для рассеянного света
Где ν – частичная концентрация
V – объем одной частицы
λ – длина волны падающего света.
Поглощение – оптической плоскости
Нефелометрия – рассеяние
Турбидиметрия - поглощение
Коллоидные частицы состоят из: мицелл и нитермицеллярной жидкости.
Мицелла окружена двойным электрическим слоем.
{(AgI)m * nIˉ *(n-x)K+ }x- xK+
ПОИ адсорб. диф.
агрегат слой слой
ядро
(AgI)m - микрокристаллы
ДЭС возникает на границе твердое тело – жидкость за счет избирательной адсорбции ионов одного знака поверхностный (фи) потенциал.
Электрокинетический (дзэта) потенциал – потенциал поверхности скольжения электролитический потенциал, противодействие агрегации – силы отталкивания.
Электрокинетические явления – эффекты, связанные с относительным движением двух фаз под действием постоянного электрического поля, либо с возникновением разности потенциалов при относительном смещении двух фаз, на границе между которыми существует двойной электрический слой.
ПрямыеОбратные
Электрофорез ЭлектроосмосПотенциалПотенциал
(перемещение (движение дисперс. протекания седаментации
частиц диспер. среды относительно (обратное (обратное
фазы в пост. неподвижной дисп. электроосмосу) электрофорезу)
электр. поле) фазы в пост. эл. поле)
Методы получения
Конденсационные Дисперсные
1)Реакция восстановления 1) Механическое диспергирование
(природа)
2HAnCl4 +5K2CO3à2KAnO2+5CO2+8KCl+H2O раздавливание
2KAnO2 +3HCHO+K2CO3à раскалывание
à2An+3HCOOK+KHCO3+H2O стирание
удар и др.
{(An)m*nAnO2ˉ*(n-x)K+ } x- xK+
2) Реакция окисления 2) Физические
(ультразвук)
H2S+½ O2à S+H2O
3) Физико-химическая пептизация
{(S)m*nS5O62- *2(n-x)H+ } x- 2 xH+
H2S5O6 – пентатионовая кислота
3) Реакции двойного обмена
BaCl2+K2SO4àBaSO4+2KCl
4) Методы гидролиза
FeCl3+3H2O Fe(OH)3+3KCl
5) замена растворителя (физич.)
канифоль в спирте → H2O
6) Конденсация паров
(туман, облака)
Очистка
Диализ Электродиализ Вивидиализ Ультрафильтрация
А) Диализ – очистка, при которой из золей низкомолекулярные вещества извлекают чистым растворителем с помощью полупроницаемых мембран, через которые не проходят коллоидные частицы. Растворитель можно менять и за недели-месяцы можно полностью удалить из коллоидного раствора примеси электролитов и низкомолекулярных веществ. Недостаток – длительность.
Схема диализатора
А- коллоидный раствор
Б – растворитель (Н2О)
М – мембрана
Б)Электродиализ – процесс диализа, ускоренный применением электрического тока.
Под действием электрического тока происходит перенос катионов из средней камеры в катодную камеру анионов - в анодную. Раствор в средней камере может быть очищен в течение короткого времени (минуты, часы)
В) Вивидиализ (компенсационный диализ) – методы разработанные для исследования биологических жидкостей, представляющих собой коллоидные системы.
Принцип компенсационного диализа состоит в том, что в диализаторе вместо чистого растворителя используют растворы определяемых низкомолекулярных веществ различной концентрации. Например, для определения свободного сахара в сыворотке крови проводят ее диализ против изотонич. солевого раствора, содержащие различные концентрации сахара. Если концентрация сахара равна концентрации свободного сахара в сыворотке крови, в ходе диализа концентрация сахара не изменяется. Этот метод позволяет выявить в крови присутствие глюкозы и мочевины в свободном состоянии.
Вивидиализ (вивидиффузия) метод прижизненного определения в крови низкомолекулярных соединений. В конце перерезанного кровеносного сосуда вставляют стеклянные канюли, разветвленные части которых соединены между собой трубками из полупроницаемого материала и всю систему помещают в сосуд, заполненный физиологическим раствором соли или водой. Так было найдено, что в крови есть глюкоза и свободные аминокислоты.
«Искусственная почка» - очищает кровь от продуктов обмена веществ, временно заменяя функцию больной почки (острая почечная недостаточность, отравления, тяжелые ожоги и др.)
Г) Ультрафильтрация – фильтрование коллоидного раствора через полупроницаемую мембрану, пропускающую дисперсную среду с низкомолекулярными примесями и задерживающие частицы дисперсной фазы или макромолекулы. Для ускорения ультрафильтрации ее проводят при перепаде давления по обе стороны мембраны под вакуумами или под повышенном давлении. Мембрану помещают на твердую пластинку. Быстрее отделяются ИМС, гели при диализе мембрана – целлофан, пергамент, асбест и др. Можно концентрировать коллоидные растворы.
Мембраны заряжаются при контакте с жидкостями
(-) заряженные мембраны – целлюлоза, пергамент, асбест и др.
(+) заряженные мембраны – кожа, желатин
Белковые мембраны – зависит от рН раствора (изоэлектрическая точка)
(+) мембраны – хорошо проницаемы для анионов, (-) мембраны – для катионов.
Ткани живых организмов – полупроницаемые мембраны – ионофорез введение лекарственных веществ через кожу.
Устойчивость дисперсной системы – постоянство во времени ее состояния и основных свойств: дисперсности, характера взаимодействия между частицами, равномерное распределение частиц дисперсной фазы в объеме дисперсной среды
Лиофобные коллоиды – термодинамически неустойчивы, т.е. склонны к коагуляции. Коагуляция – процесс смешивания (слияния) частиц дисперсной фазы при потере агрегативной устойчивости. Придание устойчивости требует специальных методов стабилизации
Н.П.Лесков (1920 г.) 2 вида устойчивости:
1) кинетическая (седиментационная)
2) агрегативная
Седиментация устойчивости позволяет сохранить равномерное распределение частиц в объеме, те противостоять действию сил тяжести и процессам оседания или всплывания частиц. Основные условия для этого: 1)высокая дисперсность
2)участие частиц дисперсной фазы в броуновском движении.
Агрегативная устойчивость дисперсных систем – это способность противостоять агрегации частиц.
Дисперсные системы:
1) термодинамические устойчивые (лиофильные) – ВМС
2) термодинамические неустойчивые (лиофобные). Для них ΔG>0 (золи, суспензии эмульсии)
3) новый вид устойчивости – конденсационная
Конденсационно устойчивые образуют непрочные агрегаты (флоккулы) или рыхлые осадки, частицы теряют свою индивидуальность, подвижность, но сохраняются как таковы в течение длительного времени. Прослойки дисперсной среды между частицами дисперсной фазы. Они способны пептизации.
Факторы агрегативной устойчивости диперсных систем:
I. Термодинамические
а) электростатический
б) адсорбционно-сольватный ΔG<0
в) энтропийный
II. Кинетические
а) структурно-механический
б) гидродинамический
В реальных растворах – несколько факторов
Теории коагуляции: 1) адсорбционная
2) электростатистическая
3) теория ДЛФО (Деряжи, Ландау, Фервей и Овербек)
1) энергия отталкивания
2) энергия притяжения
3) результирующая кривая
(устойчивые, неустойчивые, гели)
Лиофобные дисперсные системы имеют избыток поверхностной энергии Гиббса. Коагуляция для них протекает самопроизвольно, т.к. →↓ ΔG
При коагуляции изменяются физико-химические свойства систем: появляется мутность, снижается осмотическое давление, изменяется проводимость и вязкость раствора. Фактором, вызывающим коагуляцию может быть любой агент, нарушающий агрегативную устойчивость системы, например, изменение температуры, механическое воздействие, действия света, электричества и др.
Наиболее важным фактором является действия электролитов, электролиты быстро и резко влияют на толщину ДЭС, являющийся одним из главных факторов устойчивости гидрофобных коллоидных систем.
Правило Шульце-Гарди.
Коагулирующим действием обладает тот ион электролита, который имеет заряд, противоположный заряду гранулы, коагулирующее действие тем сильнее, чем выше заряд иона – коагулятора.
Критическое значение концентрации, при котором данный электролит вызывает коагулцию называют порогом коагуляции (Ск) – ммоль/л или моль/л.
Величина обратная Ск – коагулирующая способность (= ).
* 103 ммоль/л
Величина порога коагуляции зависит от:
1)момента его фиксирования после внесения электролита
2) от метода наблюдения
3) от концентрации золя и др.
Наиболее распространенные методы определения Ск состоит в наблюдении за изменением светорассеяния или титровании золя раствором электролита до начала явной коагуляции. Ход коагуляции можно подразделить на две стадии: медленную и быструю.
При медленной коагуляции изменение концентрации коагулирующего электролита сопровождается резким изменением скорости коагуляции.
В области быстрой коагуляции увеличение концентрации коагулирующего электролита не вызывает изменения скорости коагуляции, достигшей своего максимального значения.
Концентрация электролита, начиная с которой скорость коагуляции остается постоянной, называют порогом быстрой коагуляции.
Быстрая коагуляция начинается при полном исчезновении потенциального барьера. Согласно теории ДЛФО при быстрой коагуляции коллоидных систем электролитами возможны реакции основных механизма:
А) концентрационная коагуляция (неэлектролиты)
Б) нейтрализационная коагуляция (электролиты)
Ионы щелочных металлов по их порогам коагуляции располагаются в след. ряд:
Li+>Na+>K+>Rb+>Cs+ (лиотропный ряд)
Чем больше гидратация иона, тем больше Ск, т.е. слабее коагулирующие действия
В гомологических рядах электролитов с ограниченными ионами коагулирующая способность возрастает в соответствии с правилом Дюкло-Траубе.
С увеличением заряда иона – коагулятора поры коагуляции уменьшается, а коагулирующая способность возратает. Иначе, коагулирующие действию ионы в зависимости от заряда располагаются в последовательности 4>3>2>1.
Согласно теории ДЛФО соотношение порогов коагуляции 1,2 и 3 зарядных ионов имеет вид : СI:СII:СIII=(½)6:(½) 6:(⅓) 6=730:11:1
Сумароков часто обращался к конкретному бытовому материалу и на его основе создавал выразительные басенные сценки. В своих баснях Сумароков ориентировался на русский фольклор (на сказку, пословицу, анекдот). В области басен Сумароков один из предшественников Крылова. Сумарокову принадлежат 10 сатир, лучшие из них – «О благородстве».
Большим успехом у современников пользовались песни Сумарокова, в особенности любовные. Им было написано свыше 150 песен. Чувства, выраженные в песнях, чрезвычайно разнообразны, но чаще всего передают страдания муки любви.
Сумароковым написаны первые в русской литературе элегии. Этот жанр был известен еще в античной поэзии, а позже стал общеевропейским достоянием. Содержанием элегий обычно были грустные размышления, вызванные несчастной любовью.
Историко-литературное значение Сумарокова состоит в том, что на основе классицизма он осуществил разработку ведущих жанров новой русской литературы.
Поздний классицизм (1760-1780гг)
Примерно с конца 60 – начала 80-х гг. XVIII в. русский классицизм вступает в завершающий, наиболее зрелый этап своего развития. В это время в России обострились социальные противоречия между дворянами и крестьянами, вследствие чего развивается просветительская идеология.
Эпоха русского просвещения связана с деятельностью многих писателей, ученых, публицистов и журналистов. В этом процессе, наряду с активным развитием публицистики, огромную роль сыграло творчество Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792).
Самобытным и новаторским произведением стала его комедия «Бригадир». Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характера». В «Бригадире» пороки, особенности речи и поведение действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью «словестных масок». Речь героев преобладает над действиями. Герои постоянно «проговариваются» о себе. Объединение персонажей комедии реализовано через их глупость.
К началу 1780-х годов относится поэтическое сочинение Фонвизина «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором давалась резкая критика самодержавия. В 1781 году была закончена комедия «Недоросль». Это «комедия нравов», изображающая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье, и тем более, среди своих крестьян. Ее жестокость в общении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который, благодаря ее воспитанию, растет непригодным ни к какому делу. В финале происходит возмездие, Простакова отрешена от своего имения и брошена своим сыном.
Фонвизин, обратившись к жанру комедии, использовал опыт европейско драматургии. В центре комедии – жизнь семьи, что было традиционно, но у Фонвизина семейный конфликт уходит на периферию, его место занимает конфликт политический и социальный.
Гавриила Романович Державин (1743-1816). Он считался первым русским поэтом. Преодолевая эстетику классицизма, Державин создает личностную поэзию. Он совершил переворот в поэзии, когда утверждалось новое представление о человеке, ценность которого определялась не его сословной принадлежностью, а индивидуальностью, личностью. Обновляя оду, Державин продолжил дело, начатое Ломоносовым.
Ломоносов в своих одах выступал как гражданин своего отечества, а Державин преставал не только гражданином, но и частным человеком со своими вкусами, семьей, слабостями.
Державин сделал свою оду автобиографической, способной выразить индивидуальность личности в единстве общего и частного. Главная стилистическая особенность поэзии Державина и его обновленной оды – это шутка.
Известность и слава пришли к Державину после того, когда была напечатана ода «Фелица» (1783г.). В ней Державин воспевает царицу Екатерину, но создает не официальный условный образ монарха, а рисует портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны со свойственными ей привычками и бытом. Он славит Екатерину, и похвала его нетрадиционна, она выражает личные симпатии поэта; он хвалит ее, потому что, как человек, она нравится ему.
Личное отношение Державина проявляется к ее придворным, которые не нравятся ему и потому выражаются сатирически. В обновленной оде оказалось возможным соединить в одно целое похвалу монарху и сатиру на придворных. Державин не только хвалил Екатерину, но и пытался учить ее царствовать, напоминая о высоких обязанностях монарха перед подданными.
Державин славил человека, когда он того заслуживал. Поэтому героями его стихов были Суворов («На взятие из Маила», «На переход альпийских гор», «Снегирь»), славные защитники родины («Осень во время Очакова», «Водопад», и др.), простые крестьянские девушки («Русские девушки»).
Поэзия Державина глубоко автобиографична. Автобиографизм явился величайших открытием русской поэзии XVIII века.
В 1780 году Державин обращается к Анакреону. Он переводил песни Анакреона, но героем этих песен сделал самого себя. Воспевая право личности на счастье и радость, Державин утверждал независимость человека. Вершинным произведением Державина, в котором он подвел итоги своего творчества, является «Жизнь званская».
Художественные открытия и поэтические достижения Державина были усвоены поэтами нового века, прежде всего Пушкиным.
Последние десятилетия XVIII века были ознаменованы небывалой активностью русских просветителей: деятельность журналиста Новикова, Фонвизина, публикация сочинений Радищева, издание сатирических журналов Крыловым.
Возникновение сентиментализма (1790-е гг.)
Сентиментализм первоначально утверждается в Англии, Франции и Германии. Формирование этого направления, проходившее одновременно с зарожденнем реализма, сопровождалось борьбой с классицизмом, и в этих спорах рождалось новая эстетическая теория; создавались произведения, по-новому изображавшие жизнь человека.
Сентиментализм провозглашал всесословную ценность человека, и поэтому содействовал демократизации литературы.
Реализм, раскрывая личность, связывал ее с окружающим миром, Реализм стремился объяснить поведение человека условиями его жизни. Сентименталисты, превознося человека, погружали читателя в мир нравственной жизни своего героя, изолировали его от жизни, обстоятельств быта. Сентиментальный герой – это частный человек, пребывающий в своем уединении, стремящийся в любви и семейных радостях найти счастье.
Движение сентиментализма начинается в 80-е годы, а в 90-е сентиментализм станет господствующим направлением.
Черты периода
Религиозное мировоззрение
Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества
Традиционализм
Культурное единство народа ( нет четко выраженного разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)
Анонимность большинства произведений искусства
ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов.
Кирилл и Мефодий- просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык
Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д.
Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины ("старины"), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал "ласковый князь" Владимир Красное Солнышко.
Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ("Остромирово Евангелие" XI в. и "Мстиславово Евангелие" XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
"Остромирово Евангелие" -первая рукописная книга на Руси
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную
Переводились в основном Священные писания, также исторические произведения и хроники
Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.
Летописи представляют собой погодные ("по летам") записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение
Древнейшая русская летопись - "Повесть временных лет", составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. "Повесть временных лет"
в 1118 г по заказу В. Мономаха была отредактирована Выдубицким игуменом Сильвестром. Этот вариант дошел до наших дней.
Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)
Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - "Слово о законе и благодати", которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). "Слово" - первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия - "Поучение Владимира Мономаха" (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
Особую группу памятников древнерусской литературы составляют "хождения" ("хожения") - разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - "Хожение игумена Даниила" в Палестину
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является "Слово о полку Игореве", (конец ХII в.)- рассказ о неудачном походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185
Это призыв к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества - мира и войны. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.
"Моление Даниила Заточника", памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерусской дворянской публицистики.
АРХИТЕКТУРА
Русь долгие годы была страной деревянной и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие | строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная apxитектуpa восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была xapaктерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.
Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружения церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры
Каменное строительство начинается в конце X в
10 век. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986г. и 996г. в Киеве.
В церкви были два алтаряВ конце 1240г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.
11 век.
Собор святой Софии (Софийский собор)был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко
11 век
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами
11 век
Золотые ворота в Киеве
построены честь победы над печенегамиодин из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы
Плинфа-широкий плоский, обожённый, кирпич, применялся в строительстве в Византии и Южной Руси 10-13 вв.
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. Начинают складываться особые местные центры культуры
Рассмотрим две земли Северо-восточную Русь и Новгород
Северо-восточная Русь
12 век
Церковь Покрова на Нерли. Построен Андреем Боголюбским в честь умершего сына. Другая версия Храм был отстроен в 1165 г. в честь победы Владимирских полков над волжскими булгарами
12 век
Успенский собор во Владимире. Фрески Успенского собора и знаменитая «Троица» — единственные произведения, про которые достоверно известно, что писал их Рублев.( естественно позднее)
12 век
Дмитриевский собор во Владимире
Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе,посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен.
Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.
12 век
Золотые ворота во Владимирепамятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими градодельцами.Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города
НОВГОРОД
Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относится церковь Спаса на Нередице
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.
Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами.
Мозаика ("мерцающая живопись") как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты - специального стекловидного материала
Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках "Владимирская Богоматерь"
Согласно легенде икона была написана при жизни Богоматери евангелистом Лукой на крышке стола, за которым трапезничали Спаситель и Дева Мария.Когда Пресвятая Богородица увидела этот дивный образ, Она сказала: «Отныне будут почитать меня все люди. Благодать Родившегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».
Подарена Св Владимиру византийским императором. Хранилась в Вышгороде. Почиталась чудотворной.Похищена Андреем Боголюбским и вывезена в Северо-восточную Русь
Икона чудотворная. Трижды она спасала и помогала Руси ( отвернула Тамерлана, помогла в бескровной победе на реке Угре и избавила Москву от хана Махмет-Гирея)
В 1395 г. во время нашествия на Русь монголо-татар под предводительством хана Тамерлана икону принесли в Москву для молитв о покровительстве и спасении города. По молитвам иконе Богородицы Владимирской Москва была чудесно избавлена от разорения. Начался новый этап в почитании иконы. Окончательное перенесение иконы в Москву произошло в 1480 г. В XVI в. Владимирская Богоматерь становится главной святыней Русского государства.
РУССКИЕ ИКОНЫ
Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.
Спас Нерукотворный
Написанный в Новгороде во второй половине XII века, позднее он был перевезен в Москву.
Дмитрий Солунский. Конец XII - начало XIII века.
Святитель Николай, Новгород 13 век
Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского мон-ря. XIII в.
Архангел Гавриил. (Ангел Золотые Власы). вторая половина XIIв.
Творения новгородских живописцев.
Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее "рукопись лицевая»
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали.
• Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;
• Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле;
• Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки
Височные кольца 12 век
Золотые колты. XII в. Из Десятичной церкви в Киеве.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
2. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
3. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
4. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
5. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.
6. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом
ИТОГИ
1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.
2. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.
3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.
Характерными чертами русской культуры являются: стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянные искания, сомнения, страсти в литературе; слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастия.
ВЫВОД: ОТКРЫТОСТЬ и СИНТЕТИЧНОСТЬ древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют ФЕНОМЕНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ