Тема 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Принципы права (или принципы правового регулирования) – это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.
По сфере действия принципы принято классифицировать как:
- общеправовые, свойственные всем отраслям права;
- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.
В последнее время формулировка основных принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности. В новейшем законодательстве, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, внутриотраслевые принципы закрепляются непосредственно в нормах права. Это особые нормы, не имеющие традиционной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции). Их нельзя использовать для урегулирования конкретного отношения между субъектами права, но они играют главную роль при обозначении перспектив развития всей совокупности отраслевых норм.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В статье 5 указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.
Содержание принципов также подробно раскрывается в статьях 8-15 Федерального закона от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790 одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой также изложены ее основополагающие принципы:
- каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
- каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
- финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;
- средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством.
Первые три принципа сформулированы как основные права и фактически выражаютпринцип всеобщности пенсионного обеспечения.
Принцип «солидарности» поколений, субъектов РФ и отраслей экономики при финансировании трудовых пенсий в последнее время подвергался острой критике. В 1997 г. разработана альтернативная концепция «Реформирование пенсионной системы в РФ на основе накопительных принципов финансирования», которая получила одобрение на заседании комиссии Правительства РФ по экономической реформе.
Но каким бы ни было окончательное решение по поводу механизма финансирования страховой пенсии (солидарно-распределительный или накопительный), в основе его будет лежать идея-принцип, которая получит воплощение и конкретизацию в правовых нормах.
Все названные принципы являются внутриотраслевыми, так как касаются только институтов пенсий и социального обслуживания.
Но, опираясь на них, можно сформулировать отраслевые принципы правового регулирования. В качестве основных принципов следует назвать:
- всеобщность социального обеспечения;
- финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
- дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
- универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом.
Кроме общих принципов есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование. А принцип солидарности относится только к финансированию обязательного социального страхования.
2.2. ВСЕОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Конституция Российской Федерации устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двух и многосторонних договоров. Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Однако закрепление в Конституции РФ принципа всеобщности социального обеспечения совсем не означает, что он имеет адекватное отражение в праве. Работа по приведению действующего законодательства в соответствие с ним ведется постоянно. В частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 16.10.95 № 11-П ст. 124 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», приостанавливающая выплату пенсий лицам, отбывающим наказание, признана противоречащей ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 52 и 55 (ч. З) Конституции РФ. Это означает, что она утратила силу с момента провозглашения этого постановления. В соответствии со ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Принцип всеобщности проявляется и при выплате пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, и в праве на медицинскую помощь и лечение. Принцип всеобщности является базой для реализации права на государственную помощь в содержании и воспитании детей.
Отказать лицу, имеющему право на пособие, в его назначении можно только в случае его виновного поведения. Такой отказ направлен на предотвращение и пресечение возможных злоупотреблений, оказание дисциплинирующего воздействия на получателя. В частности, не выплачивается пособие по временной нетрудоспособности наемным работникам, если в период болезни они выполняли трудовые функции и получали заработную плату. Лишаются пособия лица, умышленно причинившие вред своему здоровью. В определенных законом случаях, лица признанные безработными лишаются права на пособие по безработице и др.
2.3. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА СЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. Новая система финансирования социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на социальные выплаты и медицинскую помощь концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального назначения. Социальное обслуживание осуществляется за счет бюджетов различных уровней.
Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.
Средства фондов формируются за счет страховых взносов работодателей, ассигнований из государственного бюджета, доходов от инвестиций, добровольных взносов юридических и физических лиц, прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. С 1 января 2001 года вступает в силу часть II Налогового кодекса, которая предусматривает введение социального налога, который объединяет взносы во все внебюджетные фонды (пока кроме Пенсионного фонда).
При финансировании выплат по государственному социальному страхованию применяется принцип солидарности поколений, субъектов РФ, отраслей экономики. Солидарность поколений заключается в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения, а не за счет созданных прошлыми взносами накоплений.
Солидарность субъектов РФ проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и в дотировании территориальных и местных страховых фондов. Это связано с различиями экономического развития и демографической ситуации в субъектах РФ. В настоящее время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации.
Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо с учетом условий и размеров оплаты труда.
Однако целесообразность дальнейшего использования указанного принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости в последнее время подвергнута резкой критике. По заказу Минэкономики России группой экспертов подготовлена альтернативная концепция пенсионной реформы на основе накопительных принципов финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, главная причина современного кризиса пенсионной системы заключается не в спаде производства, сокращении численности занятого населения, уменьшении доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, а в солидарно-распределительном механизме финансирования. Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основным причинам. Первая связана с демографической ситуацией, соотношением экономически активного населения и пенсионеров. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, тогда как для нормального функционирования системы необходимо, по крайней мере, соотношение 1 к 3. Вторая состоит в чрезмерном количестве льгот, позволяющих получать пенсию со снижением нормального пенсионного возраста.
В целях повышения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г., введение накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. По замыслу авторов альтернативной концепции в перспективе трудовая пенсия по старости будет формироваться за счет распределительного и накопительного источников примерно в равной пропорции.
Предусматривается постепенное увеличение к 2009 г. страхового взноса наемных работников, отчисляемого на накопительную часть пенсии, до 7%.
Для отраслей с вредными условиями труда, особых природно-климатических зон будут установлены повышенные тарифы пенсионных взносов.
Однако прогнозные результаты перехода на накопительный принцип финансирования пенсий по старости выглядят слишком оптимистично, они далеко не бесспорны с научной точки зрения. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца по самой своей сути не могут финансироваться за счет накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.
Накопительный механизм не применяется ни в одной из стран мира с социально ориентированной экономикой (он используется лишь в ряде азиатских и африканских стран, Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При аналогичных демографических процессах (повышении удельного веса пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают достаточно успешно функционировать, вопрос о возможности перехода к накопительному принципу в них даже не обсуждается. Более того, эксперты Международного бюро труда и Международной ассоциации социального обеспечения утверждают, что введение накопительного принципа социально опасно.
2.4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УСЛОВИЙ И УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию.Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда), либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений (например, физиологических особенностей и состояния здоровья-женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являютсяспециальными нормами (льготами). Льготы можно классифицировать:
- по субъектам (пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
- содержанию (по пенсионному обеспечению, бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.);
- источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их в статусе как полноценных членов общества.
Наибольшее число норм-льгот содержится в пенсионных институтах. Это привело к тому, что численность лиц, выходящих на пенсию до достижения пенсионного возраста (60 лет – мужчины, 55 лет – женщины), достигла 28% численности пенсионеров по старости, а расходы на выплату им пенсий составляют почти 35% общих затрат на выплату пенсий по старости. В 1994 г. каждому седьмому пенсионеру пенсия назначалась при снижении возраста на 5-10 лет (без учета льготных пенсий, назначаемых лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Вместе с тем, по оценкам специалистов, до 30 % работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях.
Поставленные при введении этих льгот цели практически не достигаются. Заинтересованности в улучшении условий труда и соответственно в устранении причин, дающих право на получение льготных пенсий, нет ни у работодателей, ни у наемных работников. Поэтому концепция пенсионной реформы предусматривает постепенный перевод льготных пенсий в профессиональные системы, чтобы каждая отрасль несла ответственность за условия производства и принимала меры по их улучшению. При переходе на профессиональные пенсионные системы приобретенные работниками пенсионные права должны быть сохранены.
Что касается дифференциации уровня пенсионного обеспечения, то ее фактически нет. Страховые взносы, уплачиваемые с сумм, превышающих среднюю заработную плату, практически не учитываются. Поэтому одной из главных целей пенсионной реформы является дифференциация условий и размеров пенсий в зависимости от участия в социальном страховании каждого конкретного лица, т.е. от продолжительности страхования, размеров взносов и заработка, с которого вносились страховые взносы, и др.
Все сказанное о дифференциации уровня пенсий с учетом уплаты взносов относится и к другим выплатам по социальному страхованию.
Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, состояния здоровья и других факторов.
2.5. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Принцип универсальности права на социальное обеспечение выражает идею об обеспечении при наступлении всех случаев, перечисленных в Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения»: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетности, беременность и роды инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинской помощи. Данный перечень служит главным ориентиром при организации национальных систем социального обеспечения. Однако это не означает, что национальные системы охватывают все указанные в Конвенции виды. Многие страны ратифицировали Конвенцию лишь в отношении трех видов социального обеспечения, что не противоречит международным правилам.
Новые экономические условия привели к возникновению в России безработицы, значительному расширению масштабов бедности и появлению других социальных опасностей. Так, к началу 1998 г. 9% экономически активного населения не имели занятия и в соответствии с методологией МОТ их можно было считать безработными. Растет дифференциация между регионами страны по уровню безработицы. Низкий уровень безработицы (4-6%) отмечается лишь в 16 субъектах РФ (преимущественно в районах размещения предприятий топливно-энергетического комплекса), а в 39 субъектах он превышает среднероссийский.
Показатели уровня жизни населения, прежде всего соотношения между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, других социальных выплат и прожиточным минимумом, находятся на социально опасном уровне. К началу 1998 г. за чертой бедности проживало примерно 20% населения России. Число бедных составило в среднем за год 36,6 млн. человек.
Постепенное повышение размеров социальных выплат до уровня прожиточного минимума будет производиться на основании Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». С 1 января 1998 г. универсальным критерием для предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам будет служить величина прожиточного минимума для трех основных социально-демографических групп населения (детей, работающих граждан и пенсионеров). Субъекты РФ за счет собственных финансовых источников могут вводить дополнительные критерии для оказания адресной социальной помощи, в частности, учитывать индивидуальные потребности обратившегося лица.
Адресная социальная помощь (поддержка) охватывает прежде всего престарелых (80 лет и старше) и одиноких граждан, инвалидов 1-й и 2-й групп, многодетные семьи, детей-сирот и некоторые другие группы населения. Во многих регионах страны она распространяется на неработающих пенсионеров, неработающих женщин, осуществляющих уход за детьми до трехлетнего возраста, а также воспитывающих трех и более детей младше 18 лет; одиноких матерей, вдов (вдовцов), попечителей, воспитывающих детей до 1,5 лет; учащихся общеобразовательных школ, техникумов, профтехучилищ, не состоящих на полном государственном обеспечении, студентов и аспирантов вузов; неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за детьми-инвалидами младше 16 лет, инвалидами 1-й группы и престарелыми старше 80 лет. Большинство из названных категорий граждан состоит на учете в местных органах социальной защиты.
В настоящее время адресную социальную помощь получают более 15 млн. человек.
За 1997 г. в регионах РФ организовано более 100 служб срочной социальной помощи и центров социального обслуживания постоянного и временного проживания, более 70 отделений помощи на дому.
Постоянно совершенствуется система пособий, компенсаций и льгот семьям с детьми. Приняты и реализуются федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера» и др. Несмотря на финансовые трудности переходного периода, удалось сохранить бесплатное для потребителей медицинское обслуживание в пределах базовых государственных программ, практически бесплатное содержание детей в государственных и муниципальных детских дошкольных учреждениях. Плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях не может превышать 20%, а для многодетных семей – 10% суммы фактических затрат на содержание ребенка. Освобождены от оплаты родители, дети которых имеют недостатки физического или психического развития, находятся в туберкулезных учреждениях.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие принципы права социального обеспечения вы можете назвать?
2. На каких принципах основана концепция реформы пенсионной системы от 7 августа 1995 г.?
3. Как можно раскрыть содержание таких принципов права социального обеспечения, как всеобщности социального обеспечения, финансирования за счет страховых взносов и части государственного бюджета и других?
4. В чем заключается разница между солидарно-распределительным и накопительным принципами финансирования?
Рекомендуемая дополнительная литература по теме
1. Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
3. Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 августа 1996 г., 30 мая 1997 г.)
4. Якушев Л. Распределять или копить. // Ваше право. - № 32. – 1997.