Немецкие информационные агентства.

С уходом Бисмарка из политики в Германии позднее, чем в других странах Европы, стал набирать процесс концентрации печати, появилась коммерческая, массовая пресса. Первыми газетными магнатами в Германии были Рудольф Моссе, Леопольд Ульштайн и Август Шерл.

Рудольф Моссе (1843-1920) первым занимался созданием многопрофильного издательства. Его процветанию способствовало объединение Германии. В 1867 году он открывает в Берлине бюро рекламных объявлений. В последующие 3 года филиалы берлинского бюро были открыты в Мюнхене, Гамбурге и Вене. К 1917 году в берлинском бюро насчитывалось около 900 сотрудников и еще около полутысячи в филиалах. Информационная служба в концерне Моссе была поставлена великолепно. Он понимал, что успех прежде всего зависит от того, насколько газета может выполнять роль универсальной «энциклопедии» современной жизни, быстро поставляющей читателям информацию по интересующим их вопросам. Концерн Моссе имел широкую сеть корреспондентов во всех крупнейших мировых столицах и немецких городах. Корреспонденты Моссе проходили специальную подготовку в той области, о которой они, как предполагалось, будут писать.

Информация должна была подаваться коротко, чтобы легко усваиваться читателями. От корреспондента требовалась быстрая реакция на новости и сенсации, умение постоянно находиться в гуще событий, в контакте с источниками информации. Основными средствами передачи информации были телеграф и телефон. Ежегодно Моссе рассылала своим клиентам каталог газет и журналов. Концерн Моссе вскоре объединил такие крупнейшие берлинские издания, как «Берлинская ежедневная газета», «Берлинская утренняя газета», «Берлинская народная газета».

После Первой мировой войны деятельность концерна Моссе приобретает международный характер: созданы филиалы в Будапеште, Амстердаме, Бухаресте, Варшаве, Барселоне, Загребе, Милане, Лондоне, Нью-Йорке, Париже. Концерн Моссе издавал ежемесячные журналы на немецком, английском и испанском языках, чтобы установить и облегчить торговые связи между этими странами.

Леопольд Ульштайн (1826-1899) основатель одного из первых газетно-журнальных концернов. Наиболее известные газеты, издаваемые им: «Берлинская газета» и «Берлинская утренняя почта». На рубеже 19-20 вв. Ульштайн купил еще несколько изданий, численность которых достигла 20. Общая численность сотрудников в концерне Ульштайна к началу 20-го столетия достигла почти 9 тысячи человек. Концерн имел в собственности несколько самолетов, 6 десятков аэропланов, более сотни автомобилей, 2 моторные лодки. Дом Ульштайна в большей степени, чем концерн Моссе, был подвержен американизации. Это проявилось в издании дешевых воскресных газет, рассчитанных на массовую читательскую аудиторию.

В обоих крупнейших немецких концернах был создан культ пунктуальности. Происходила безусловная коммерциализация прессы, служащей интересам фирмы, а не общенациональным интересам. Однако, в отличие от американских газетно-журнальных трестов, ориентированных почти исключительно на извлечение прибыли, немецкие ставили своей целью не столько обогащение за счет сосредоточения печати в одних руках. Они стремились к развитию предприятия по новейшим технологиях с использованием индивидуальных особенностей и способностей компетентных сотрудников.