Особенности журналистики Германии.
Концентрация печати. Немецкая пресса на рубеже XIX-XX вв.
Немецкие информационные агентства.
Отто фон Бисмарк и печать. Бисмарк и Наполеон.
Особенности журналистики Германии.
Тема 6. Журналистика Германии XIX века.
Качественные газеты.
Французские газеты.
Одной из влиятельнейших французских газет на протяжении почти всего XIX века была «Журналь де деба» («Газета споров»)
План:
2. Карл Маркс – публицист и журналист. Публицистика К. Маркса и Ф. Энгельса после 1849 года.
Главная особенность развития германской журналистики в местном характере прессы. До последней трети XIX века Германия оставалась отсталым «захолустьем Европы», «лоскутной монархией», отсталой полуфеодальной страной. С XVIII века и до 1871 года территория Германии была разделена на множество крупных и мелких самостоятельных княжеств. После Тридцатилетней войны (1618-1648) существовало около 300 княжеств и 80 вольных городов. К середине 19 века насчитывалось уже 35 княжеств (Пруссия, Саксония, Бавария, Гессен- Дармштадт и мн. др.) и 4 вольных города (Бремен, Гамбург, Данциг, Любек). Каждое княжество имело свою прессу, монету, законодательство, таможню.
Объединял немецкие земли только немецкий язык. Естественно, при таких условиях не могла возникнуть единая общегерманская пресса. Региональный характер германская журналистика имеет и по сей день. Развитие печати в Германии шло медленнее, чем в передовых западноевропейских странах (Англии и Франции). Причиной была не только раздробленность Германии, но и суровая цензура, установленная правителями еще в 18 веке. Эта ситуация мало изменилась и в начале XIX века. Издатель журнала «Гермес» Фридрих Брокгауз писал в 1823 г.: «Наша немецкая журналистика являет собой полное ничтожество». В 1825 г. содержание немецкой прессы было столь бедным, что читающая публика предпочитала читать французские газеты и журналы.
Многочисленные цензурные ограничения привели к тому, что в начале XIX века немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов и была весьма скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов в немецких газетах составляли письма, авторы которых рассказывали о тех или иных событиях. Немецкие периодические издания, в отличие от французских, не стремились навязать читателю свою точку зрения.. Они отличались серьезностью тона и хорошей осведомленностью в разных сферах жизни. В начале XIX века немецкие периодические издания почти не публиковали объявлений. И только в 1820-1830-х годах рекламные объявления займут значительное место в немецких газетах и журналах.
Некоторые германские земли и княжества имели более или менее либеральные законы. Так, например, в начале 19 века цензура была упразднена в Боварии, Ганновере, Гессене, Мекленбурге, Вюмтемберге и Нассау. В 1818 году конституция Баварии провозгласила свободу печати. В то же время цензура в Пруссии, Саксонии, Австрии по-прежнему оставалась очень жесткой. Г.Ф. Вороненкова в работе «Путь длиною в пять столетий: От рукописного листка до информационного общества (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии)» пишет: «Общим признаком газет и журналов этой эпохи является скудность содержания. Цензура не допускала обсуждения событий, настроений и требований эпохи – именно те вопросы, которые волновали сердца, запрещено было затрагивать в печати».
В объединенной Германии дольше, чем в других ведущих европейских странах, сохранялась цензура. Это отражалось на качестве журналистики. Государство вплоть до начало XX века имело множество рычагов воздействия на прессу. В результате продолжительной борьбы за свободу печати возникла мощная политическая печать.
Толчок развитию политической прессы в Германии дала Великая французская революция и последовавшее в результате наполеоновских побед установление французского господства на значительной части немецких территорий. В 1794 г. левый берег Рейна присоединили к Франции, это оживило общественно-политическую и культурную жизнь всей Германии. Французское влияние на определенном этапе оказалось благотворным для немецкой журналистики. Произошел всплеск периодической печати, появились многочисленные новые газеты и журналы.
Вскоре после разгрома Пруссии и подписании унизительного Тильзитского мира (1807) в 1810 г. Наполеон вводит строгую цензуру для немецких газет. С 29 мая 1811 года немецким периодическим изданиям под страхом немедленного закрытия было запрещено печатать политическую информацию, не опубликованную прежде официальной парижской газетой «Монитёр». Влиятельная немецкая газета «Кёльнская газета» нарушила это условие и была закрыта. Ни одно немецкое периодическое издание не осмелилось сообщить читателям о поражении Наполеона в России, до тех пор, пока русские войска не оказались на немецкой территории.
Постепенно отношение к Наполеону в среде немецкой буржуазной интеллигенции менялось. Сначала Наполеон воспринимался как символ Французской революции, потом в нем увидели главу оккупационного режима и душителя свобод. С одной стороны французское владычество ускорило буржуазные преобразования в Германии. С другой стороны было тяжелым бременем для населения оккупированных территорий и ударом по национальному чувству немцев. Поэтому поражение Наполеона в «Битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 г. было воспринято французами как освобождение от французского владычества и сопровождалось патриотическим подъемом и ростом национального самосознания.
2. Карл Маркс – публицист и журналист. Публицистика К. Маркса и Ф. Энгельса после 1849 года.
В 1840 году на прусский престол взошел король Фридрих-Вильгельм IV, 24 декабря 1841 г. он издает цензурную инструкцию. «Чтобы уже теперь освободить печать от неуместных ограничений, не соответствующих высочайшим видам, Его Величество король Высочайшим указом королевскому министерству от 10 сего месяца (т.е. от 10 декабря 1841 года) соизволил выразить решительное неодобрение всяким неподобающим стеснениям литературной деятельности и, признавая значение и необходимость честной и благонамеренной публицистики, соблаговолил уполномочить нас вновь призвать цензоров к точному соблюдению статьи 2-й указа о цензуре от 18 октября 1819 года».
Эта инструкция носила двусмысленный, лукавый характер. С одной стороны, в ней осуждались несправедливые притеснения, которым подвергались журналисты и литераторы, говорилось о необходимости и значении смелой публицистики. С другой стороны, инструкция предписывала цензорам соблюдение цензурного эдикта 1819 года, носившего дискриминационный характер. Германские обыватели и интеллигенция восприняли появление инструкции с радостью. Одним из немногих решительных критиков был молодой Карл Генрих Маркс (1818-1883). Весной 1842 г. он пишет статью: «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции». В ней Маркс вскрывает истинный характер инструкции, показывает лицемерие короля и предлагает ликвидировать цензуру: «Действительным, радикальным излечением цензуры было бы ее уничтожение, ибо негодным является само это учреждение, а ведь учреждения более могущественны, чем люди». Несмотря на запрет публикации статьи, она стала известна всем, Маркс обратил на себя внимание как смелый и принципиальный публицист. Впервые статья была опубликована в сборнике «Неизданное в области новейшей немецкой философии и публицистики» под псевдонимом Житель Рейнской провинции.
Вскоре Марксу пришлось переехать из Берлина в Кельн, где законодательство было либеральнее, чем в Пруссии. Он поступает на работу в либеральную газету «Рейнская газета политики, торговли и ремесел». В 1842 г. Маркс начинает публикацию цикла критических статей под общим заголовком «Дебаты о свободе печати». Поводом к написанию послужили дебаты депутатов Рейнского ландтага при обсуждении вопросов о публикации протоколов их заседаний. В этих статьях Маркс продолжает критику прусской цензуры, противопоставляет ей образ свободной народной печати. Он рассматривает печать как «народное око», выражение национального духа, самостоятельную ценность: «Свободная печать – это зоркое око народного духа, воплощенное доверие народа к самому себе, говорящие узы, соединяющие отдельную личность с государством и с целым миром; она – воплотившаяся культура, которая преображает материальную борьбу в духовную и идеализирует ее грубую материальную форму. Свободная печать – это откровенная исповедь народа перед самим собой, а чистосердечное признание, как известно, спасительно. Она – духовное зеркало, в котором народ видит самого себя, а самопознание есть первое условие мудрости. Она – дух государства, который доставляется в каждую хижину с меньшими издержками, чем материальное средство освещения. Она всестороння, вездесуща, всесведуща. Она – идеальный мир, который непрерывно бьет ключом из реальной действительности и в виде все возрастающего богатства духа обратно вливается в нее животворящим потоком».
Маркс говорит о том, что партийная печать это важный инструмент, оружие в политической борьбе. Он выделяет 2 аспекта свободы печати: свобода писателя, журналиста и свобода промысла. Маркс приходит к выводу, что главная свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом. В свободе печати Маркс видел не инструмент, как впоследствии Ленин, а зеркало народного духа.
15 октября 1842 года Маркс становится главным редактором газеты. По его инициативе она стала выходить с подзаголовком «Первая политическая газета Германии». Как редактор, Маркс поднял тираж до 3400 экземпляров, это было невиданным успехом и вызывало раздражение властей. Власти преследовали газету и 21 января 1843 г. запретили ее.
К этому периоду жизни и деятельности Маркса относится его знакомство с Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Энгельс происходил из богатой немецкой семьи: его отец был совладельцем одного из крупнейших в Европе текстильных предприятий «Эрмен энд Энгельс», имел заводы в Германии и Англии. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, направил его на учебу в Бармен. Там, начиная с 1839 года, в свободное от учебы время Энгельс пишет заметки в газеты «Штутгартская утренняя газета», «Аугсбургская всеобщая газета». Хотя Энгельс не имел высшего образования, он был разносторонне образованным человеком, знал несколько иностранных языков, в том числе и русский. Он писал очерки о жизни окрестностей Кельна, о положении рабочих в Англии. Энгельс хорошо разбирался в этих темах, т.к. в этих местностях располагались предприятия, которыми владела его семья.
Сотрудничество Маркса и Энгельса продолжалось всю жизнь и переросло в глубокую дружбу. Энгельс стал не только единомышленником, соратником и соавтором Маркса, но и регулярно помогал ему материально (за 30 лет Маркс получил от Энгельса около 6 мил. Французских франков золотом).
После закрытия «Кельнской газеты» Маркс и Энгельс издавали в Париже альманах «Немецко-французский ежегодник», сотрудничали с газетами «Вперед», «Немецко-брюсельской газетой», где публиковали статьи о принципах коммунистической печати. В 1848 году основали «Союз справедливых», которую вскоре переименовали в «Союз коммунистов». Его лозунг был «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». По сути, это была первая коммунистическая партия. В феврале 1848 года Маркс и Энгельс написали ее программу – «Манифест Коммунистической партии».
Когда началась Мартовская революция 1848 года, Маркс и Энгельс возвратились в Германию. «Нам нужен был именно Кельн, а не Берлин. Во-первых, Кельн был центром Рейнской провинции, которая пережила Французскую революцию, усвоила через кодекс Наполеона современное правосознание, развила у себя наиболее крупную помышленность и вообще во всех отношениях была тогда самой передовой частью Германии… На Рейне же мы располагали безусловной свободой печати и использовали ее до последней возможности».
В Кельне Маркс и Энгельс издают «Новую Рейнскую газету» (1 июня 1848 г.), эта газета является прообразом коммунистической прессы. Когда революция пошла на спад, 19 мая 1849 года газета была закрыта властями, Маркс был выслан из Кельна за границу.
После «Новой Рейнской газеты» Маркс уже не редактировал газеты, хотя сотрудничал с целым рядом периодических изданий. С августа 1851 по март 1862 года он был европейским корреспондентом американской газеты «Нью-Йоркская трибуна». Маркс в то время еще не знал английский язык, статьи за него писал Энгельс. Публикации за подписью Маркса появлялись также в британском рабочем журнале «Демократическое обозрение», либеральной австрийской газете «Пресса» и других периодических изданиях.
Весной 1871 года Маркс и Энгельс горячо приветствовали Парижскую Комунну и посвятили ей несколько статей. Маркс был уверен, что восставшие коммунары руководствовались его идеями. Но, как впоследствии выяснилось, они даже не читали трудов Маркса и Энгельса.
Главная заслуга Маркса и Энгельса перед журналистикой состоит в том, что они основали социал-демократическую, коммунистическую прессу, отражавшую идеи рабочего класса, выработали принципы партийной печати.