Тема 5. Развитие французской журналистики в XIX веке.

План:

Периоды развития французской журналистики в XIX веке.

Французские газеты.

Французские журналы.

 

Франция в XIX веке сохранила свой статус одной из ведущих европейских держав. Франция в сознании европейцев оставалась родиной Великой французской революции, мощной европейской державой, захватившей при Наполеоне значительную часть Европы. Французская пресса играла в этом процессе важную роль. Франция в XIX веке прошла несколько этапов социально-политического развития: период Консульства и Империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй империи, Третьей республики.

В период Консульства и Империи (1799-1814 гг.) был установлен режим авторитарной власти Наполеона Бонапарта (1769-1821). В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые бы оказали столь решающее влияние на развитие журналистики. Наполеон не церемонился с прессой, считал, что пресса должна служить укреплению его власти. Он прекрасно понимал силу и значение прессы. Придя к власти, Наполеон сказал как-то: «Если я распущу печать, то не продержусь у власти и трех месяцев». Став первым консулом Франции, спустя два месяца 17 января 1800 года, опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики. По мнению Наполеона газеты «могут служить орудием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из 73 газет, выходивших в Париже и ближайших пригородах, закрыли 60. Оставшиеся 13 подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Наполеон не употреблял слово «цензура», он использовал эвфемизмы, лицемерно называл должность цензора постыдной. Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати. Третий параграф запрещал создание новых газет в Париже и в провинции.

Парижские газеты фактически были лишены возможности принимать участие в обсуждении важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, печатать аналитические статьи о внутренней и внешней политике, давать оценку политике Наполеона. Они ограничивались короткими информационными заметками, констатацией фактов. При Наполеоне редакторы и издатели газет жили в постоянном страхе, под угрозой закрытия и преследований.

В эпоху Реставрации (1815-1830 гг.) после падения Наполеона к власти вернулись Бурбоны. В это время не было организованных политических партий, поэтому главной ареной политической борьбы стала периодическая печать. Пресса становится влиятельной силой, формирующей общественное мнение, принимающей участие в политических баталиях. Журналистика эпохи Реставрации развивалась в непростых условиях монархического правления, но в это время были сделаны некоторые шаги по направлению к большей свободе прессы. Во Франции появилась оппозиционная печать. Периодические издания получили возможность обсуждать важнейшие вопросы общественной жизни, знакомить своих читателей с различными точками зрения на те или иные явления в политике и культуре.

Французская печать эпохи Реставрации не ограничивалась обсуждением политических событий и новостей. Большое место в ней занимали литературные и эстетические дискуссии. Отдел литературной критики имелся во всех ведущих французских периодических изданиях. Парижская либеральная пресса сыграла огромную роль в подготовке Июльской революции 1830 года.

Начало Июльской монархии (1830-1848 гг.) было ознаменовано небывалой свободой прессы, что способствовало быстрому увеличению числа периодических изданий. В период за 1830 по 1848 года во Франции появилось более 700 новых газет и журналов. Выросли престиж и популярность журналистской профессии.

Изменения происходили не только в журналистской среде, но и в читательской. Этому способствовали открытия, не имеющие никакого отношения к журналистике. Так, например, в 1830 году была изобретена керосиновая лампа. Читатели получили доступ к напечатанным текстам в вечернее время, в часы досуга. Это был один из факторов увеличения тиражей газет. Рост мегаполисов, развитие школьного образования создавали новую, более широкую читательскую аудиторию.

Книги стоили дорого, от 3 до 8 франков (для сравнения рабочий получал около 50 франков в месяц, а министерский служащий около 100 франков). Газеты дороговизной не уступали книгам, годовая подписка обходилась примерно в 70-80 франков. Чтобы удовлетворить читательский голод, были избраны 2 стратегии: открытие общественных читален и издание дешевых газет.

Быстрое развитие в периодИюльской монархии получили леворадикальная республиканская и социалистическая печать. Демократическая, республиканская и социалистическая пресса сыграла огромную роль в подготовке февральской революции 1848 года. Февральская революция дала прессе возможность сделать глоток свободы. В течение 4 месяцев после революции пресса была освобождена от цензуры, был отменен гербовый сбор на периодические издания. За эти 4 месяца во Франции появилось 200 новых периодических изданий. Поворот к реакции произошел в июне 1848 году, когда правительство жестоко расправилось с восставшими парижскими рабочими. Луи Бонапарт совершает государственный переворот и объявляет себя Наполеоном III. Во Франции установился режим Второй империи (1852-1871).

Во второй половине XIX века появляется дешевая «малая пресса». Одним из ее создателей был Моисей Полидор Мило (1813-1871), в 1863 году он основал малоформатную ежедневную газету «Пти журналь» («Маленькая газета») стоимостью в 5 сантимов. В то время обычная цена газетного номера составляла 25 сантимов. На 4 полосах половинного формата «Пти журналь» публиковала практические советы, разнообразную полезную информацию, много места отводилось уголовной хронике, сенсациям разного рода. Газета имела огромный успех и массовую аудиторию. Тираж газеты составлял 300 тысяч экземпляров.

Мило развивал дешевую иллюстрированную печать, пользовавшуюся большим спросом, ему принадлежали парижские иллюстрированные издания «Живописный журнал», «Иллюстрированная газета», «Иллюстрация».

Недовольство режимом Наполеона III к концу 60 годов нарастало, этому способствовал экономический кризис 1867 г., неурожай этого года, бездарная внешняя политика Наполеона. Время Второй империи закончилось с поражением французов во франко-прусской войне 1870 года.

Третья республика (1870-1918 гг.) – «золотой век» французской журналистики. С 1874 по 1892 года число ежедневных газет в Париже выросло с 40 до 79, почти в 2 раза увеличилась численность провинциальных газет.

На рубеже XIX-XX веков газеты и журналы становятся ареной политической и литературной борьбы. Раньше эту функцию они выполняли совместно с другими институтами – салонами, Академией. Парижские светские и литературные салоны существовали еще и в конце XIX – начале XX веков, но постепенно утрачивали свое влияние на общественную, интеллектуальную и культурную жизнь. Французская академия теперь лишь санкционировала состоявшийся у читателей успех автора. Создавали этот успех, прежде всего газеты и журналы.

Законы Ферри 1881-1882 гг. сделали начальную школу во Франции светской, бесплатной, общедоступной и обязательной. Это привело к почти 100 процентной грамотности населения к 1890-м годам. Следствием стало стремительное развитие и огромные тиражи информационной прессы на рубеже XIX-XX веков – «Пти журналь» («Маленькая газета»), «Матен» («Утро») и др. Политическая информация уступает в газетах первенство материалам общего и развлекательного характера: газеты печатают лотереи, проводят конкурсы, увеличивается удельный вес рекламы. Это увеличивает объем газеты с 4 до 8-12 страниц.

Под влиянием американской массовой прессы во Франции в конце XIX века развивается жанр репортажа, происходит рост престижа репортеров (особенно военных) в журналистском сообществе. В литературных разделах парижских газет большое место заняли интервью, романы-фельетоны.

В конце столетия журналисты начинают осознавать общность своих корпоративных задач и интересов, а журналистика становится профессией. В начале 80-х годов XIX века появились первые профессиональные объединения журналистов во Франции – «Профессиональная ассоциация французских журналистов-республиканцев», «Профсоюз парижской прессы». В 1899 году при парижской Высшей школе социальных исследований была создана Высшая школа журналистики, которая положила начало журналистскому профессиональному образованию во Франции.

На протяжении всего XIX столетия пресса утверждает себя как важнейший институт общественной жизни во Франции, как «четвертая власть» и публичная трибуна, с которой разные социальные группы могли выразить свой взгляд на прошлое и будущее страны.