Социализация.
Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития
индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного
функционирования в обществе.
Детство, юношество, зрелость, старость – этапы социализации.
а) приспособление человека к обществу (социуму);
б) процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей;
в) превращение человека в социального индивида, т.е. личность.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.
От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации окружение человека (семья, друзья…) | Агенты вторичной социализации формальное окружение (воздействие институтов, учреждений) |
родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, няни, родственники, друзья, учителя, врачи. | представители администрации школы, колледжа, предприятия, армии, милиции, церкви, государства. |
Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа,
вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений,
вторичная - в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов
десоциализации | ресоциализации. |
представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. | называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. |