Архитектура играющая
Архитектура будущего не только дает нам кров, не только обслуживает мегаполисы, она все больше и больше "играет" со зрителем. Огромное количество полифункциональных культурно-развлекательных комплексов проектируется и строится по всему миру.
Библиотеки сегодня – сложные организмы, сочетающие всевозможные средства получения информации, лекционные залы, кафе, магазины, информационные центры – все чаще называются "медиатеками". Образцово-показательный пример этого жанра – Медиатека японца Тойо Ито в северояпонском городе Сёндай, построенная в 2001 году.
Музеи превращаются в целые города, где помимо собственно залов с эскспонатами существуют различные интерактивные пространства, "общающиеся" с посетителями, кинозалы и театры, рестораны и читальные залы.
Тойо Ито (род. в 1941 году), уроженец Японии, окончил Токийский университет. Уже в 1971 году основал свое собственное архитектурное бюро под названием "Toyo Ito & Associates". Работает в Японии, Китае, Германии. Соединяет европейскую традицию минималистски-конструктивистской архитектуры с японскими и корейскими народными строительными приемами и особенностями.
Проект последних лет, привлекший международное внимание, – здание Медиатеки в городе Сёндай на севере Японии (1998-2001 годы). Медиатека – полифункциональный комплекс, родоначальник нового жанра, заменяющего традиционную "библиотеку". Основа постройки – сетка из бетонно-стальных конструкций, окруженная стеклянной оболочкой, создает особые эффекты присутствия здания в городе.
Помимо музеев современного искусства очень популярно строительство музеев натуральной истории и техники, внутри которых дизайнеры дают простор своему воображению. Один из самых примечательных комплексов такого рода открылся в 2001 году в английском городе Ротэрхеме, в графстве Южный Йоркшир (проект известной лондонской фирмы Wilkinson&Eyre).
Под комплекс, получивший символическое название Magna и заявленный как первый Science Adventure Centre в Европе, была использована территория бывшего сталелитейного завода. Внутренние гигантские помещения цехов с помощью компьютерного проектирования были переделаны таким образом, что более всего эти пространства стали напоминать кадры из фантастических фильмов.
В четырех отсеках интерактивные инсталляции рассказывают о свойствах четырех первоэлементов природы: воды, земли, воздуха, огня. Например, в зоне огня с помощью особой установки создается огненный смерч, в зоне воздуха построена аэродинамическая труба, в которой посетители наглядно изучают особенности движения воздуха, и так далее.
То есть, это уже не музей, а своего рода научно-популярный аттракцион, вызвавший огромный интерес у публики. Сразу после его открытия число посетителей превысило 100.000 ежемесячно.
Один из краеугольных камней успеха такой архитектуры – ее интерактивное начало, вовлечение зрителя в процесс освоения той или иной информации. Интерактивность – знак актуальности архитектуры.
Павильоны и постройки, существующие в городских парках, внутри экспозиционных пространств, на площадях городов и "играющие со зрителем", реагирующие на его присутствие, "откликающиеся" на публику, – это любимое детище многих архитекторов молодого поколения.
И если раньше зрители развлекались в комнатах с кривыми зеркалами или в садовых лабиринтах, то теперь к их услугам новейшие достижения аудио-, видео- и цифровой техники внутри модных построек.
Голландец Ларс Спейбрук прославился именно такой "игровой" архитектурой. Сначала в мае 2004 года на окраине голландского города Айндхофен на территории парка "Новой медиальной индустрии", где располагаются офисы нескольких медиа-компаний, он создал SonO-house.
Это павильон из алюминиевых полос, соединенных в форму, напоминающую цветок. Он не имеет никакой другой функции, кроме той, чтобы с помощью запрятанных внутрь сенсоров следить за движениями публики и реагировать на них изменением света и музыки.
А совсем недавно в маленьком голландском городке Детинхеме появилась его же D-tower. Эта башня представляет собой "каплю" из матового пластика на трех опорах (высота сооружения – 12м), внутри которой находится компьютерный центр.
Проект – затея местных городских властей, цель которой – современный архитектурный аттракцион, поднимающий интерес к городу у соседей и самосознание жителей, гордящихся тем, что в их городке стоит здание молодого модного архитектора. Отныне детинхемцы, отвечая в интернете на особую анкету, могут сообщать башне свое настроение, и сумма этих сигналов окрашивает ее в зависимости от доминирующего в тот или иной день в городе настроения в разные цвета.