Книгопечатание и формирование новой коммуникативной среды.
Изобретение печатного станка ознаменовало начало «Гутенберговой эры» - господства печатного, книжного слова в европейской культуре. Известный канадский социолог Герберт Маршалл Маклюэн в книге «Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего» (1962) рассматривал изобретение книгопечатания как переворот в истории цивилизации. Он исследовал социально-экономические и культурно-психологические последствия этого изобретения. Ученый исходил из выдвинутой им идеи, что тот или иной исторически сложившийся тип общества в значительной степени обусловлен господствующим в нем способом передачи информации. Изобретение алфавита, а затем и книгопечатания привело к радикальному изменению коммуникативной стратегии – переходу от аудиальной к визуальной коммуникации. Печатные технологии, по мнению Маклюэна, привели к важным изменениям в сознании европейцев. Под их воздействием произошло нарушение согласованной деятельности мозга, усиление его визуальной функции. Восприятие мира приобрело линейный характер, то есть человек начал воспринимать все явления так, как он воспринимает напечатанные буквы и слова в тексте – следующим одно за другим. Доминирование визуального элемента в культуре создало необходимые социокультурные предпосылки для формирования индустриального общества.
Возникновение книгопечатания означило информационный взрыв для европейской культуры. Немецкий социолог Никлас Луман говорит о возникновении так называемой «удаленной» коммуникации, коммуникации «отсутствующих». Устная коммуникация обладает определенной принудительностью, возможностями физического контроля ситуации, поэтому ее трудно игнорировать. Письменная коммуникация представляет новые степени свободы, позволяет игнорировать обращение и замедлять ответ. В результате возникает так называемая общественная коммуникация. Ее значение для развития общества, по мнению Лумана, было гораздо значительнее, чем возникновение самой письменности.
Благодаря зарождению книгопечатания формируется новая коммуникативная среда. Она характеризуется следующими ключевыми понятиями: книжный рынок, возникновение жанровой литературы, понятие авторства, формирование профессиональных сообществ.
Благодаря книгопечатанию книга впервые приобрела характер коммерческого продукта. Рынок также означает существование класса потребителей, которые систематически покупают книги. Соответственно это приводит к росту грамотности населения.
Книги начинают выполнять невозможные недопустимые до этого времени функции – развлечения, отдыха, обмена опытом. Это приводит к созданию жанровой литературы. Меняется и религиозная литература, возникают новые жанры, такие как диалог и проповедь. Они до этого времени были устными жанрами.
Массовая печать имеет непосредственное отношение к формированию понятия авторства. Религиозное сознание диктовало анонимность создаваемых текстов. В эпоху Возрождения книгопечатание наряду с ренессансным гуманизмом позволяет человеку индивидуализироваться через авторство.
Книгопечатание помогает созданию профессиональных сообществ. Книгопечатание открывает путь к формированию библиотек, дает возможность сортировать, сравнивать, классифицировать массивы знаний.
Осмыслить значение открытия книгопечатания для человечества нам помогут слова великого русского мыслителя Владимира Ивановича Вернадского,который в начале XX века сказал: «Мы можем и должны начинать историю нашего мировоззрения с открытия книгопечатания».